«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика"
Дарья ВАРЛАШИНА
пресс-релиз к выставке А.Т.Кузнецова Выставочном зале ТЖМСХ
22.04.2010

ЖИВОПИСЬ.

Живопись, акварель - давняя привязанность, страсть Анатолия Кузнецова. Увлекаясь гравюрой, офортом, рисованием с натуры, он никогда не забывал про акварель, живопись маслом. В 1972 году участвовал на молодежной выставке тремя живописными работами. Выставка проходила в Доме художника на Кузнецком 11.

Сейчас время узкой специализации и для многих кажется странным, когда живописец занимается графикой, или наоборот. Да и наши современники: И.Голицын, М.Митурич, В.Дувидов, Б.Маркевич, А.Ливанов, А.Кирилло, К.Мамонов несмотря на разные профессии занимались и занимаются живописью. Недавно видела скульптуры В.Андреенкова (графика), вспомнила бумажные скульптуры Н.Родионова (графика).

Анатолий Кузнецов также не замыкается на профессии графика, давно и успешно выставляется среди коллег живописцев.

Групповая выставка в выставочном зале на Беговой ул., в восьмидесятые годы (в- ка девяти) с А.Артемьевым, С.Воробьевым, И.Бочковой, О.Цельнер и др. подтвердила и оправдала устремления художника и к живописи, и к графике.

Некоторые эстампы и акварели были приобретены ГМИИ им. Пушкина, и несколько лет назад – рисунки в ГТГ.

Одним из наиболее любимых жанров художника является мотив с изображением горящей свечи. Горящая свеча по учению Св. Тихона Задонского является символом быстротекущей человеческой жизни…

Анатолий Кузнецов очень любит музыку Рахманинова, Чайковского. «Времена года» в музыке и жизни, пейзажи провинциальных русских городов В.Устюг, Тропец, Тотьма, Вологда, и разумеется, Москва.

Художника в Москве привлекают места, связанные с историей и культурой России, заново возвращенные к жизни как-то подворье монастыря, церковь Св.Николая на Белорусской.

Художник утверждает, что исторические события, связанные с тем или иным историческим местом, безусловно, влияют на характер создаваемого произведения. Вспоминаешь В.Сурикова, А.Иванова, М.Нестерова, П.Кузнецова и других лучших русских художников с их дотошным и основательным подходом к работе.

Анатолий Кузнецов, как и многие художники его поколения, часто ездил по стране, привозя много работ и главное - идей, которые пытался осуществлять, работая в мастерской.

Очень много сил и времени было отдано работе в Комбинате Графических искусств по мастерской уникальной графики.

Был отмечен различными грамотами и премиями МОСХ СССР. Имел I и II премии по КГИ. Дружба с такими художниками как И.В.Голицын, А.А.Алейников, В.Н.Вакидин, А.А.Ливанов, С.А.Воробьев давала возможность оценить и понять то, что не преподается ни в каких учебных заведениях.

Творческая биография Анатолия Кузнецова наполнена огромным количеством графических и живописных работ. Многие из них хранятся в различных музеях и картинных галереях. В частности: в Государственной Третьяковской Галерее (Москва), Государственном Музее Изобразительных Искусств им.Пушкина (Москва), Государственном музейном объединении «Русский Север» (Архангельск), Брянском областном художественном музее (Брянск), Вологодской областной картинной галерее (Вологда), Тульском музее изобразительных искусств (Тула), Рыбинской областной художественной галерее (Рыбинск).

ГРАФИКА.

Есть на земле российской города, даже названия которых волнуют сердце: Великий Устюг, Соловки, Сольвычегодск, Сергиев-Посад. От этих названий веет русской глубинной историей. Такое же чувство вызывают пейзажные циклы Анатолия Кузнецова.

Перед зрителем разворачивается эпическая панорама из равнин, рельефов, соборов. Пейзажи разных малых городов сливаются в единый организм, называемый Россией.

Очевидна аналогия с иконой, в центре которой сама Россия, а вокруг нее - клейма с пейзажами ее древних городов.

Духовная напряженность этой графической серии говорит о реализации определенной жизненной программы художника. Своим мастерством художнику удалось настроить зрителя на волну собственной души, наполненной трепетным отношением к святым местам родной земли.

Пейзажи А.Кузнецова композиционно сложно построены. Художник виртуозно владеет пространственным построением пейзажей. Сама земля становится действующим лицом пейзажей, с холмами, равнинами, реками, храмами. Она то дыбится, навстречу зрителю, то убегает своими дорогами, то разворачивается с птичьего полета.

Анатолий Кузнецов – замечательный рисовальщик. Все средства графики задействованы им в его листах.

Осязаемо- чувственно превращение черно-белых пятен в свет и темноту – (светотень), контрастов, штрихов и движущихся плоскостей в эпическую пейзажную поэму.

В пейзажных циклах А.Кузнецова передаваемые им пространства, кроме художественных, приобретают многообразные смысловые свойства.

Его пейзажи- это не виды, не ландшафт, не воспоминания о каком-то месте, а картина мира, как органического целого.

Внимание художника переключается с реального трехмерного пространства, на собственное, сконструированное им и осмысленное пространство, со своим внутренним, беспокойным, романтическим развитием. Это придает изображенным пейзажам магическую силу внушения напряжения.

В ритмических построениях листов слышна музыка. Это то звучание органа с широким торжественным размахом, то мелодичность архитектурных линий, то синкопирование деталей. И все пейзажи серии объединены в одну цельно построенную симфоническую картину.

Большой интерес представляет цикл работ, выполненных художником на «декабрьских вечерах». «Декабрьские вечера»-это фестиваль музыки и живописи, который проводится в музее изобразительных искусств им.Пушкина с 1981г. Основатели «вечеров»- Святослав Рихтер и директор музея Ирина Александровна Антонова. После смерти Святослава Рихтера в 1997г. фестиваль назван его именем: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Анатолий Кузнецов был приглашен директором музея рисовать «декабрьские вечера» в числе других замечательных художников графиков: Виктора Дувидова, Александра Ливанова, Мая Митурича, Ларисы Федотьевой.


Сквер, 1980

Леушкино, 1981

Натюрморт с вазой, 1978

Натюрморт с прялкой, 1994

Натюрморт с камбалой, 1993

Натюрморт, 1993

Копилка, 1993

Игрушка и иконы, 1990