English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

В Кремле, в здании президентской администрации, открылась выставка живописных работ заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Валерия Страхова. Это событие стало возможным благодаря совместным усилиям Вологодского землячества, галереи «АРТ ПРИМА» и департамента гуманитарной политики и общественных связей Администрации Президента РФ.

Художественные выставки — явление привычное и естественное для многих высоких «присутственных мест». Служителей кисти и холста с удовольствием привечают и в здании на Охотном ряду, и в Совете Федерации — в том, что среди высших чиновников и законодателей много любителей прекрасного, нет ничего удивительного. Замечено, что устроители подобных мероприятий ориентируются, как правило, на былые заслуги тех или иных художников и на качество выставляемых работ.

В Кремле выставки проходят регулярно в течение последних десяти лет. Здесь «отметилась» практически вся Академия Художеств во главе с Зурабом Церетели. И, тем не менее, выставка прославленного вологодского художника в чем-то оказалась особенной и неповторимой. Представитель президентской администрации Анатолий Большаков, выступая на открытии, по достоинству оценил творчество мастера: «Валерий Страхов — один из лучших современных художников, наследник русской реалистической школы». И далее: «Я думаю, что это одна из заметных выставок последнего времени. Поверьте, я видел все».

Чем же замечательны и притягательны работы вологодского художника? Перед нами — виды старой Вологды, небольших северных городов, суровая и неброская природа родных для художника мест. Валерий Страхов, как и руководитель Вологодского землячества Валентин Купцов, бывший металлург, в молодости работал на сталепрокатном заводе, но живопись его скорее «деревенская», чем городская. Казалось бы, всё это достаточно традиционно и лишено даже малейших ухищрений, на которые идут последователи поп- или соц-арта.

О секрете обаяния мастера говорила в своей речи на открытии выставки искусствовед и литературный критик Капитолина Кокшенёва. «Валерий Страхов — коренной вологодский художник. Его творчество — это академическая школа, которая, как мне кажется, сегодня выражает своё особое отношение к миру. Мы видим, как из современной литературы, из живописи исчезает пейзаж — вслед за природой от нас уходит его человеческое измерение. Страхов рисовал Вологду во все времена года, пейзажи его разные, они и тревожные, и лирические, и ностальгические. Мне особенно близки те его картины, где он рисует деревянную Вологду. Не только потому, что „Русь деревянная“ уходит — дерево стало сейчас признаком роскоши в России, оно дорогое, и только очень состоятельные горожане могут позволить себе традиционный дом. Страхов умеет рисовать дерево. Его творчество не ультра-социально, но оно правдиво, и честно своим желанием продолжить великую русскую школу реалистической живописи. Когда ты смотришь в окна нарисованного Страховым дома, ты чувствуешь, кто там живет. Иногда это обозначено у художника в названии — „Дом печника“, например… Мы часто повторяем слова Достоевского, что мир спасется красотой. На самом деле, мы сегодня живем в той ситуации, когда красота нуждается в защите. И Страхов умеет это делать».

Действительно, в наше время, когда художником называют и Микеланджело, расписавшего Сикстинскую капеллу, и авангардиста, намотавшего на большую катушку пять километров белой верёвки, можно говорить об «измененном искусстве» в «измененном мире». Рубль и доллар оказались большими искусителями для творческой интеллигенции, чем пресс идеологизированного государства. Один небесталанный современный художник как-то заметил в разговоре с коллегами: «В Англии сейчас белые обои в моде. Под них хорошо мои тона подойдут». Размышления вполне резонные, но они принадлежат уже не художнику по духу, а дизайнеру или декоратору! Пожалуй, сегодня уже ясно: человечество либо сохранит себя и свои возможности духовного роста, опираясь на искусство как феномен духовности, либо, понимая искусство как наслаждение, развлечение, эпатаж, элемент комфорта или возможность для получения прибыли превратится в общество сытых и довольных собой человекоподобных роботов, обречённых на самоуничтожение. Но время всё ставит на свои места — в истории русской живописи ХИХ, да и уже ХХ века остались те художники, которые ярко и талантливо выражали духовное здоровье нации.

Страхову, по мнению некоторых исследователей, тоже удается «передать состояние духовной зрелости, духовной наполненности народа, именно той его части, которая сохранила русские традиции». Что же, это достойная, хотя и нелёгкая задача. То, что делает Страхов очень значимо в контексте времени — он продолжает художественные традиции, а это в искусстве так же важно, как продолжение рода, рождение детей в семье. Высокий уровень мастерства Валерия Страхова подчеркнул в своем выступлении на открытии выставки арт-директор галереи «АРТ ПРИМА» Александр Цыплаков: «Столетиями многие поколения художников, стремясь передать красоту мира, открывали и тщательно изучали законы взаимодействия цвета и света, колорита и тона, создавая таким образом „язык живописи“. Язык этот, при видимой простоте, необычайно сложен: для того чтобы изучать его, мало желания и таланта, нужно приложить много усилий, труда и терпения — проходят годы, прежде чем талантливый ученик с помощью учителя усвоит основы живописного мастерства. Валерию Страхову посчастливилось учиться у замечательного художника и талантливого педагога Виктора Григорьевича Цыплакова, воспитавшего у целого поколения российских художников бережное и внимательное отношение к русской реалистической традиции». Поклонники Страхова отмечают ответственное отношение художника к работе, отсутствие легковесности «модных тенденций».

В общем-то, работая в достаточно спокойной теме (вологодский архитектурный пейзаж), Страхов ведет художественную «дискуссию» с эпатажным и крикливым авангардом. Многим до сих пор не дают покоя два миллиона долларов, потраченные на Московскую международную выставку современного искусства в прошлом году: стоило ли вбухивать такие средства в демонстрацию голого человека с красным флагом, к ногам которого прильнули в половом возбуждении две собаки (композиция называется «Русское затмение-1»)?! Вот и Алексей Пушков, ведущий «Постскриптума», задался вопросами: «Кто финансировал гомосексуальные сюжеты в российской части выставки на последнем Венецианском биеннале? Кто за это отвечает? Я не уверен, что это нужно делать за счет государственного бюджета…» Впрочем, курс на культурную революцию, похоже, будет продолжен: очередная Московская биеннале пройдет весной 2007, и на выставку уже выделено государственное финансирование — 52 миллиона рублей. Настойчиво культивируемое Роскультурой разделение на «искусство для масс» и «искусство для элиты» может привести к самым печальным последствиям: пропасть ценностных различий грозит стать непреодолимой. Культура была и остается краеугольным камнем человеческого общежития.

…Говорят, что выставку можно считать удавшейся в том случае, если посетители, рассматривая картины, подумывают: «Хорошо бы ту, а еще эту работу у себя дома повесить». Картины Страхова возвращают нам ощущение Дома — теплого, надёжного, родного. Здесь тебя всегда ждут и всегда рады. Здесь тебя защитят, потому что тебя любят. И потому рождается неповторимое чувство свободы… Так подлинное искусство изменяет мир.

Сергей КОСЫГИН

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губернiя. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».