English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005

Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005

Заслуженный художник Российской Федерации Валерий Павлович Полотнов становится классиком. Во всяком случае его имя и работы занесены в фундаментальное издание «Русский пейзаж». Первые минуты знакомства с его мастерской на Тверской в Москве располагают к спокойствию и… некоторому расслаблению. Художник обладает внутренней способностью создавать тончайшие гармонии в форме, образе, цвете. Его излюбленные композиционные, пластические построения – панорама, фриз – довольно редки в искусстве последних лет. Красота картин скромная, не атакующая взгляд. Они как бы «звучат» безмолвием, молчаливым человеческим присутствием. В пейзажах (а они преобладают) вся жизнь будто замирает, в них чувствуется камерность и почти интимность. – Откуда ваши корни? Как вы пришли в искусство? – Родился в «яблоневом» краю под Арзамасом в 1949 году. Отец – коренной нижегородец. Из рабочих, мать – тамбовская крестьянка. Семья наша была большая – пять братьев и две сестры, я – старший. Так что с детства жизнь не баловала. Любовь к рисованию перешла ко мне от отца. Он, будучи художником-любителем, писал портреты, пейзажи. К профессиональной живописи я пришёл не сразу, а кружным путём, закончил сельхозтехникум, затем училище в Государственном педагогическом институте в Чебоксарах, откуда вышел учителем черчения и рисования. Дальше решил расти профессионально, поступил в Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Закончил его весьма поздно, в 1980 году, было мне уже за тридцать. Тогда поступил ряд предложений из Чебоксар, Ульяновска с предоставлением мастерской. Но жене, москвичке, удалось меня отговорить. Десять лет прожили на Соколе в коммуналке. Когда родилась дочь, писать порой приходилось на лестничной площадке. Вся эта бытовая неустроенность осталась позади. – Как семья относится к вашему творчеству? – Жена – художник по тканям, она закончила текстильный институт. Занимается преподавательской деятельностью. Она создала все условия для моих занятий живописью. Дочь пошла по моей стезе, член Союза художников, учится в «Суриковке». У неё свои учителя, преподаватели, и я не вмешиваюсь в её творческий процесс. – Расскажите о вашей творческой манере. Кого из мастеров считаете своими учителями? – Я ученик Дмитрия Константиновича Мочальского, все годы учебы в «Суриковке» набирался опыта в его мастерской. Из классиков XIX века очень люблю Саврасова, которому многим обязана московская школа живописи. С его «Грачей», по справедливому утверждению художников и искусствоведов, берёт начало русский национальный пейзаж (читателю будет интересно узнать, что Валерий Павлович стал обладателем Диплома и звания лауреата премии имени А.К. Саврасова Союза художников России за 2000 год. – В.Ч.). Назову, несомненно, Левитана, белорусского художника Бялыницкого-Бирули. Из современных пейзажистов мне близок Михаил Пахомов из Коломны. Предпочитаю краски лёгких, приглушённых тонов, они лучше передают тонкое состояние души. Стараюсь писать «через воздух». В пейзажах стремлюсь постичь состояние природы переходного характера. Когда наступают сумерки или рассвет. Тогда легче удаётся изобразить, как выразился один критик о моём творчестве, «струящиеся потоки воздуха». Люблю изображать смену погоды – туман, медленно ложащиеся на землю хлопья снега. – Вы часто пишете зимние пейзажи? – Это одна из главных тем творчества. У нас, в средней России, снег лежит на полях, на крышах домов, повсеместно – треть года. Снег, лёд – неотъемлемые части национального пейзажа, городского в том числе. Да и через оттенки белого цвета на картинах стремлюсь создать обширную тему нашей земли, её природной суровости и бескрайности. – Красота ваших картин скромно-неброская, не будоражит взгляд. Пейзаж города, он вам близок? – А вы посмотрите, какие чудесные виды открываются из окон моей мастерской, на Кудринскую площадь, Пресню. Залюбуешься. Центр Москвы – созвездие панорамных видов. Всё же мой городской пейзаж – пейзаж русской провинции, с домами старой постройки, деревянными заборами, маковками церквей. Откуда наш нравственный стержень, бытие наше. Всматриваясь в малые города средней России – я писал виды Зарайска, Серпухова, Вышнего Волочка, Коломны, Макарьева, Торжка, – чувствуешь их неброский лиризм, милое очарование. – Истоки любви к пейзажу, родной природе пришли из детских впечатлений, жизни в Нижегородской области? – Через нижегородскую землю я старался постичь тонкое обаяние русской природы. Знаете, какие огромные просторы открываются из Сарова или с Нижегородского кремля на Заволжье! Огромнейшее небо, горизонт, бескрайность, космос какой-то. Думается, эта открытость наложила след и на характер моих земляков. Про себя я эти безбрежные пространства называю полустепью, поскольку лесостепи с их чернозёмом лежат значительно южнее. С тех пор я люблю такие места, где видишь много неба и широкий простор. – В последние годы вы активно «осваиваете» и подмосковную землю. Какие места вас особо привлекают в плане отдыха, творчества? – В моей жизни места творчества неотделимы от мест проведения отдыха (улыбается). Люблю работать на юге области в дорогих сердцу старинных приокских городах – Серпухове, Зарайске, упомянутой уже Коломне. В этих краях красоте природы вторит неповторимый рукотворный облик издавна обжитых мест – кремлей, монастырей, храмов, деревянного узорочья домов. Они «дышат» историей, славны русскими ратоборцами – Владимиром Андреевичем Храбрым, Дмитрием Пожарским, широко известны и своими духовными подвижниками. На “химкинском” направлении мне по душе работа на плэнере на берегах Сиверского озера – зимой, летом, в любое время. Очаровательные места! – Тема крестьянства. Она вам близка? – Есть художники, являющиеся воплощением национального духа для своих народов. У французов – Милле, Коро. У нас Василий Суриков, из художников XX века я бы выделил Аркадия Пластова. Кстати, последнего периодически к кому-то причисляют. То к соцреализму, а недавно на одной из выставок даже к неоимпрессионизму. Вот бы художник удивился! Но это дело критиков. Я бы великого русского художника Пластова без всякого пафоса назвал певцом русского крестьянства. Крестьянства, которое на своих плечах вынесло всё – голодовки и военное лихолетье. Крестьяне кормили всю страну. Посмотрите портреты Пластова – крестьянских женщин, пожилых людей, детишек. Целая поэзия таится в них! А кажется – до чего же легко и просто написаны! Или картина «Весна», разве это не поэма о русской красавице? Мне на всю жизнь запомнились слова Дмитрия Константиновича Мочальского, что художники в своих произведениях, изображая трудовые будни простых людей, часто весьма достоверно показывают грязь, пот. Но нет искусства. А у Пластова искусство есть. Не ради самого искусства. Ради простых людей из той же деревни Прислониха, где художник прожил большую часть жизни, ради всех людей труда. – Вы неоднократно участвовали в «военных» выставках, являетесь художником Студии маринистов-баталистов Пограничных войск. Какие темы и образы военной тематики вас вдохновляют на творчество? – Знаете, о войне, ратных буднях пишут многие художники. Показывают кровь, сражения, походы. Пишут монументальные произведения. Мой подход иной. Мне близка манера мастеров, показывающих отношение к войне через мирные будни. Картина киевского художника Костецкого «Возвращение», где семья на лестничной площадке встречает вернувшегося с войны солдата. Сколько здесь тревожных переживаний и радости! Или хрестоматийное «Письмо с фронта» Лактионова. Очень светлая картина! Я бы назвал её гимном миру… В своих работах я внимание сосредотачиваю не на героизме в ходе боевых действий и военных аксесуарах, а «остановливаюсь» на буднях. Как живут, чем занимаются люди. Изображаю тот мир, который мы защищали и охраняем. Нашу Родину. – Ваше отношение к портрету? – Он занимает достойное место в моём творчестве (смеётся). Некоторые работы мне особо дороги. Например, образ известного баса ГАБТа Владимира Моторина. Очень люблю женщин писать, замечательных красавиц России – Анны Тюриной, Ирины Андреевой. Стараюсь больше передать индивидуальность, психологическое состояние образов. Другое дело, когда женский образ – неотъемлемая часть пейзажа, как в картине «Ожидание», где изобразил старуху мать с непокрытым платком на фоне пустынной равнины. Узнаваемая местность. Зрители могут подумать, что это их пейзаж, их матери, которые всю жизнь встречают и провожают, ожидают… В общем, ищу в себе решения для смысловых картин. – Ваше участие в выставках, творческие планы? – С 1980 года являюсь участником более ста выставок. Особенно запомнились посвящённые 2000-летию Рождества Христова, 50-летию и 55-летию победы в Великой Отечественной войне. На них я обычно выставлял две-три работы. Было несколько персональных – в Москве, Нижнем Новгороде, Сарове, Арзамасе, Вятке, Коломне. Помню, генерал армии Вадим Матросов около часа был на моей персональной выставке на Яузском бульваре, в бывшем Культурном центре ФПС России. Ему понравились мои пейзажи. Сказал, что очень похожие есть у него на родине, в Смоленщине. Мне очень приятно от таких отзывов, когда своими работами задеваешь души. Владимир ЧЕРЕДНИК

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».