English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008

Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008

Большой интерес у художников, искусствоведов и ценителей живописи вызвала выставка  «Романтики реализма», которая прошла в ЦДХ с 22 декабря 2007 г. по 6 января 2008 г. В «малых» залах были представлены 137 живописных работ 14 известных российских художников из коллекции галереи «АРТ ПРИМА».

Галерея очень молода, ей едва исполнилось два года, тем не менее, она уже хорошо известна как организатор значительной и очень успешной выставки русской пейзажной живописи «Образ Родины» (ЦДХ, 1-11 февраля 2007 г. совместно с СХ России и Вологодской областной картинной галереей) наглядно доказавшей, что вопреки расхожему предубеждению в России есть современные художники реалисты, живопись которых не просто выдерживает сравнение с великими образцами конца XIX – XX веков, но стоит вровень с ними.

Проект «Романтики реализма» является  продолжением выставки «Образ Родины» и ставит перед собой цель возвращения в нашу культурную жизнь  замечательного направления русской реалистической традиции – романтического реализма. Это направление зародилось в кругу художников близких А.К.Саврасову, полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ-ом веке развивалось в «московской школе живописи». Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка,  вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма,  с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как  таинству служения  красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля».

Такого термина нет в схемах советского искусствоведения: романтический реализм был неинтересен партийным идеологам, поскольку совершенно непригоден для использования в целях пропаганды, агитации и  «воспитания в духе…». Для идеологов «современного искусства» он столь же неудобен – в живописи романтиков реализма нет и не может быть  крикливого новаторства, провокации, агрессии и тому подобной «остроты» поскольку  она принципиально традиционна и генетически связана с мировой живописной традицией. Именно невозможностью использования в утилитарных целях обусловлен тот факт, что романтический реализм был единственным направлением в изобразительном искусстве России XX века, в котором сохранилась живопись как высокое искусство, незамутненное политикой и коммерцией.

Время показало насколько был прав А.К.Саврасов, говоривший своим ученикам: «Нужна романтика.  Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник – тот же поэт… Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория.»  Романтика действительно бессмертна и оказалась мощным противоядием губительным соблазнам культуры последнего столетия - гордыне, самовлюбленности, алчности, агрессии. В начале ХХ века канул в Лету критический реализм, а в конце – социалистический реализм. Оба направления русского реализма погибли под обломками изживших себя социальных идей, вместе с которыми рухнули искусствоведческие  надстройки «критический» и «социалистический». В начале ХХI века только романтический реализм успешно противостоит разрушительному натиску так называемого современного искусства и активно пополняет ряды своих приверженцев.

Убедительное свидетельство этому история существующего в Москве с 70-х годов прошлого века замечательного сообщества живописцев, в творчестве которых живопись как таковая является  главной ценностью. Основателями этой группы стали московские живописцы Н.П.Федосов, В.Н.Забелин, В.В.Щербаков и В.Н.Телин. В течение десятилетий к ним присоединялись и покидали их многие художники; В.Н.Забелин и Н.П.Федосов ушли из жизни, но никакие жизненные обстоятельства не смогли изменить принципы объединения: бескомпромиссную верность живописи, естественность существования в богатейшей русской живописной традиции, высокий профессионализм, ответственность отношения к своему бесценному дару.

В настоящее время в это сообщество  входят известные российские художники В.В.Щербаков, В.Н.Телин, М.Г.Абакумов, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, Н.Е.Зайцев, И.М.Орлов, Г.И.Пасько, В.П.Полотнов, В.Н.Страхов, А.Н.Суховецкий, А.В.Цыплаков и другие. При полном отсутствии какой - либо формальности в отношениях между ними, их объединяет сознательная и активная творческая позиция. Они продолжают и развивают то направление русской живописной реалистической традиции, которое определяется как романтический реализм.

Родоначальниками этого направления стали величайшие русские живописцы А.Г. Венецианов, Г.В. Сорока, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров,  Б.М. Кустодиев, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон, И.Э. Грабарь, С.Ю. Жуковский, П.И. Петровичев, Л.В. Туржанский, Н.П. Крымов, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, В.Г.Цыплаков, Н.М. Ромадин, А.М. Грицай, В.Ф. Стожаров; а так же ныне живущие мастера старшего поколения – Ю.П. Кугач, С.П. и А.П.Ткачевы, Е.И.Зверьков, В.И.Иванов, А.А.Тутунов, В.М.Сидоров и другие. Само наличие такой впечатляющей «родословной» устанавливает не только эталон качества живописи, но и не менее высокий уровень ответственности живописцев перед великими «предками».

Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи. Все они «возрастали» годами, впитывая и глубоко переживая опыт предшественников, каждый прошел свой путь личностного и профессионального становления и в результате естественным образом обрел ему одному присущее, легко узнаваемое «лицо».

Русская живописная традиция, наиболее полно воплотившаяся в романтическом реализме, - это не только национальное достояние, это наш бесценный вклад в сокровищницу культуры мировой. Россия в настоящее время, в силу сложившихся исторических условий, является культурным заповедником, в котором существует и развивается живопись как таковая, в то время как западноевропейская живопись к началу XXI века превратилась в реликт мировой культуры. Последовательный и принципиальный отказ западного изобразительного искусства от живописной традиции в угоду фетишу «новизны» привел к тому, что оно всего за несколько десятилетий выродилось в «современное искусство» - феномен, к искусству отношения не имеющий.

Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В. Даля: «Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе».  Живопись в ряду «изящных искусств» занимает совершенно особое место. Произведения живописи вполне материальны, и могут быть использованы в утилитарных целях владения, дарения, купли-продажи. Однако, сама живопись, как искусство, по природе своей иноматериальна, и потому самоценна и неподвластна законам нашего мира: она никогда «не смешивается» ни с какими «течениями» и совершенно неважно «старая» она или «современная», «русская» или «французская» - она либо есть, либо ее нет, потому, что она – живая, присутствие жизни единственное абсолютное качество: быть живым более или менее невозможно. Как все живое в этом мире живопись легко уязвима и может существовать только в очень узких и жестких рамках среды. Среда живописи – красота мира и чистота помыслов художника: только преумножение красоты может быть целью живописи, стоит художнику соблазниться иными целями - живопись исчезает, остается лишь краска на холсте.

Сегодня живопись романтиков реализма возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания понятие об искусстве как служении красоте.

Л.В. Цыплакова

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».