English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008

Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008

Описывать картины художников — дело неблагодарное. И не потому, что подобным описанием можно как-то обидеть творца картины. Просто живопись — такое направление искусства, где особенно ярко проявляется индивидуальность восприятия написанного. И здесь уже многое зависит не от художника, а от того, кто пришел смотреть его картину, с каким настроением, с каким взглядом на жизнь, с каким жизненным опытом и, чего скрывать, с каким психическим здоровьем. Вот тогда и складывается ситуация, когда одну и ту же картину разные люди воспринимают по-разному. Народный художник России Владимир Никитович Телин принадлежит к тому редкому сословию русских художников, просмотрев картины которого, почти у всех возникает столь редкое в наше суматошное время чувство успокоенности, умиротворения, несуетливости. Это происходит потому, что героями его картин, как правило, становятся жители деревенской глубинки, которые сохранили еще внутреннюю тишину. Хотя сам художник — коренной москвич.

- Владимир Никитович, простите за банальный вопрос: как Вы стали художником? Что подвигло Вас взять в руку кисть, а не выбрать другую профессию?

- Как часто бывает в нашей жизни — все решил его Величество случай. Я родился в Марьиной роще, в среде, где разговор об искусстве вообще не шел. Но рядом с нами жили наследники купеческих семей и дворянских родов. Это были по-своему замечательные люди. Наиболее светлые воспоминания у меня связаны с соседкой по дому Ниной Александровной Шмигельской. Ее квартира была заполнена книгами и картинами, старинным фарфором и гравюрами. И когда я приходил к ней в гости, то все это великолепие, производило на меня сильное впечатление и каким-то непонятным образом манило. Нина Александровна была человеком образованным, она была как-то гармонично воспитана и интеллигентна, что само по себе представляло большую ценность, было примером для подражания.

Именно в общении с Ниной Александровной у меня и пробудился интерес к рисованию, а в 1954 году при ее сочувственном отношении я поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), где основанным моим педагогом стал В. В. Леонович.

Вот другое воспоминание. Помню, пошли мы как-то с ребятами в Зуевский парк в футбол поиграть. А там, на небольшой полянке, сидели девочки и мальчики за мольбертами и рисовали. Удивительное дело — время было холодное и голодное, а они рисовали! Я подошел, стал смотреть. Ребята ушли играть в футбол, а я остался. Мне дали бумагу и карандаш: "Мол, рисуй!"

Может быть, и это сыграло свою роль. Мне кажется, что если ты занимаешься именно этим делом, а не каким-то другим, то в этом есть Божий промысел.

Ведь в жизни как бывает: стоит тебе зацепиться, встать на какую-то тропочку, она обязательно приведет тебя на шоссе, а шоссе приведет в город. То же самое произошло со мной: в Доме пионеров я встал на эту тропочку, появились друзья,общие интересы. Потом МСХШ, после ее окончания поступил в Московский государственный художественный институт им.В.И.Сурикова, после его окончания -самостоятельная работа...

Правильно ли понимаю, что истоки Вашего творчества следует искать в детстве?

- Да, это так. Но это относится, наверное, не только ко мне. У всех характер, увлечения, привязанности формируются в детстве. По крайней мере, именно тогда закладывается фундамент личности. И мое понимание искусства определяется впечатлениями детских лет: как в восприятии природы, в том числе и человека в природе, так и в смысле личного отношения к окружающей действительности. Первые жизненные ощущения и пристрастия пришли ко мне в условиях деревни военных лет. Ведь мое детство до пяти лет прошло в деревне Кошелевка Пензенской области. Затем они лишь крепли и конкретизировались. Вот, например, я хорошо помню дорогу из эвакуации в Москву. Мы с мамой долго ехали в телеге среди сена и узлов с вещами, а я наблюдал за изменчивыми облаками и стремительным полетом птичьих стай, как они потом усаживались на электро-проводах.Позже в своих картинах я часто обыгрывал этот сюжет...

— Чтобы стать художником, человек должен, образно говоря, себя расшифровать. Например, у певцов есть тенор, бас, баритон. В зависимости от голоса певец и выбирает себе репертуар. Так и в живописи тоже есть своя градация. Например, если тебе интересно бытие людей, то тебя уводит в этот жанр. Меня всегда привлекала среда обитания человека, человек в этой среде, взаимоотношения людей.

Меня больше всего привлекает, когда человек гармоничен в природе, когда человек и природа не отталкивают друг друга, а, наоборот, дополняют. А уже из такой моей внутренней установки и мировосприятия рождаются мотивы, сюжеты, краски и т.д. — та самая расшифровка.

- Вы себя позиционируете: реалистом, абстракционистом, авангардистом?

- Я — опоэтизированный реалист, или еще — мистический реалист...
- Что это такое — мистический реализм?
(Владимир Телин подводит меня к двум своим работам. Первая — «Ходит мать по бережку». Сюжет ее таков: у женщины утонули дети, и она ходит по берегу в надежде их вернуть, но видит только очертания их душ. Вторая — «Сон на Волге». Под деревом спит мальчик, и ему снится мама).

- Вот две картины. Посмотрите, быть может, они как-то помогут вам понять, что такое мистический реализм.

- Творчество — процесс неровный. В нем бывают подъемы, но бывают и спады. Как Вы преодолеваете творческий кризис?

- Конечно, искусство — капризная вещь. Иногда кажется, что ты исчерпал все, что тебе дано. И тогда наступает кризис. Это самый мучительный для любого художника период, да, наверное, для  любой творческой личности. Выйти из кризиса очень трудно. Многие художники
после кризиса кончаются. Особенно русские. Где-то до 50 лет они еще творят, а потом начинают повторяться, работать по инерции.

Но надо понимать, что художник только тогда существует, когда на него нисходит. Когда он живет не опытом, а нисходящим откуда-то сверху потоком информации и желанием творить. В этот момент он точно ведает, что было раньше, что происходит сейчас и что будет с ним происходить завтра. Это некое видение...

- В творческом плане Вы — человек счастливый?

- Конечно. Жить и работать в Москве, жить и работать в России. У меня большая родня. Сын, которого я очень люблю, внук, которого я также очень люблю. Я занимаюсь любимым делом. Я просыпаюсь с мечтой о работе и засыпаю с мечтой о работе. Разве это не счастье?

Огорчает смерть близких. Из художников, с которыми я учился, многие уже ушли, а я — жив. Разве это не счастье? А ведь ушедшие были талантливыми людьми. Дыхание захватывало от того, что они вытворяли. На них сам Игорь Грабарь обращал внимание. Ребята хватали все международные премии...

Когда смотришь в глубину прошлого, всегда есть, над чем подумать...

- Как вообще определяется настоящая ценность того, что художник делает? По работам, на которые возникает спрос, по званиям или, наоборот, по забвению?

- Только не по званиям. Хотя, надо признать, что звания даются за большой объем серьезной работы и являются свидетельством того, что творчество художника востребовано. Но вопрос этот достаточно сложный. Смотря кто оценивает. Например, для коллекционеров считается большой удачей приобрести на аукционе картину любимого художника или того, кто в настоящий момент считается самым покупаемым, что ли. На аукционах, зачастую, картины некоторых художников приобретаются за миллионы долларов, а рядом — не менее талантливая картина может стоить гроши.

Вот я вам хочу привести один пример. Творил в начале прошлого века замечательный русский художник Ефим Чесняков. Учился в Академии художеств... У него была, конечно, своя манера письма, очень своеобразная. Мягко говоря, не всеми художниками понимаемая...

При жизни Чеснякова знал только узкий круг специалистов. Но прошло время и его «открыли». Прошли выставки его работ, его картины ценятся и покупаются. Пришло признание. Правда, запоздалое...

- Жизнь художника — не сахар. Я смотрю, сколько много проводится выставок, на развалах много картин... Как художникам удается выжить?

- Выживают по-всякому. Мне тоже приходилось работать и такелажником, и монтажником, и маляром. Но вы знаете, что спасает художника? Он верит в свой талант. Возьмите любого художника, даже того, у кого дела идут неважно, поговорите с ним о его творчестве и вы убедитесь, что у него есть внутренний стержень, какая-то непреклонная убежденность в том, что он — лучший. Вот в начале он, а потом уже Рембрандт, Гоген, Айвазовский. Со стороны это воспринимается несколько потешно, но без такой убежденности им никак нельзя.

Поэтому я с превеликим уважением и любовью отношусь к художникам. Особенно, если за свою работу он еще и ничего не получает, а работает, это — Божий промысел!

- Эта вера свойственна только русским художникам?

- Нет. Вы не найдете народа, пусть самого отсталого, у которого не было бы веры, религиозного чувства. Поэтому художественное проявление в той или иной мере есть у всякого народа. Народное творчество всегда понятно. И вы знаете, что их объединяет? Возвышенность чувств!

- Что для вас означает искусство?

- Состояние мечты.

Беседу вел Владимир Семиряга

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».