English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / "Опыты романтического реализма Игоря Орлова". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ", №5, 2011.

"Опыты романтического реализма Игоря Орлова". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ", №5, 2011.

С 25 мая по 8 июня 2011г. в выставочном зале Союза художников России на Покровке 37 состоялась персональная выставка живописи И.М.Орлова, посвященная 75-летию мастера. В экспозиции было представлено более 100 работ из коллекции Галереи Арт Прима и мастерской художника. ОПЫТЫ РОМАНТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ИГОРЯ ОРЛОВА Свой альбом, вышедший в сентябре 2008 года Игорь Михайлович Орлов назвал «Опыты романтического реализма». В январе того же года в ЦДХ прошла первая выставка проекта галереи «Арт Прима» «Романтики реализма», на которой были представлены работы 14 современных российских живописцев: Н.Федосова, В.Забелина, В.Щербакова, В.Телина, М.Абакумова, С.Гавриляченко, Ю.Грищенко, Н.Зайцева, И.Орлова, Г.Пасько, В.Полотнова, В.Страхова, А.Суховецкого, А.Цыплакова продолжающих традиции русского реализма как национального течения в русле классической тонально-колористической живописи. Романтический реализм зародился в Москве, в кругу художников близких А.К.Саврасову, формировался в конце Х1Х - в начале ХХ века в МУЖВЗ и в творчестве мастеров «живописного крыла» «Союза русских художников» (В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, В.А.Серова, М.А.Врубеля, К.А.Коровина, М.В.Нестерова, А.М.Васнецова, С.Ю.Жуковского, А.Е.Архипова и многих других), а после его ликвидации более полувека развивался «под спудом» «соцреализма» преимущественно в жанре пейзажа, аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. Это национальное течение в отечественной живописи, имеющее более чем столетнюю историю, было чужеродным в концептуально «интернациональном» искусстве советского периода и не вписывалось в схемы партийной пропаганды. Внешне официальное отторжение выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование, и только в новой России в начале ХХI века оно наконец получило имя – романтический реализм. По сути, «романтический» реализм всегда являлся антиподом «критического» и остался таковым в ХХ веке по отношению к его преемнику, так называемому «соцреализму». Разумеется, эти определения весьма условны, но без них не отделить «плевелы» от «злаков», поскольку подневольное партийной идеологии советское искусствоведение более полувека целеустремленно скрещивало вульгарно понятый реализм с коммунистическими идеями, и создало настолько крепкий штамп, что в сознании уже нескольких поколений «реализм» как таковой, без идеологической «нагрузки» просто не существует. К сожалению, человеку проще поменять убеждения, чем избавиться от штампов и это обстоятельство приходится учитывать при разработке новых подходов к изучению искусства ХХ - начала ХХI века. Определение «романтический» утверждает принципиально иную творческую позицию художника-реалиста в искусстве: не рассудочно-критическую или социально- пропагандистскую, имеющую целью выполнение «соцзаказа», а возвышенно-эмоциональную, бескорыстную, которую отчетливо сформулировал А.К.Саврасов: «Романтика бессмертна… Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория». Великий русский пейзажист совершенно иначе, чем принято в современном искусствознании относился к проблемам формы и стиля, считая главным фактором живописи любовь к природе: «Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту…». Понятно, что только такая свобода выбора художественных средств позволяет мастеру создать уникальный живописный язык, самобытно выражающий особенности личного и в нем, - совершенно естественно,- национального мировосприятия, она же делает невозможной привычную искусствоведческую классификацию его творчества по формальным признакам и требует принципиально другого подхода: не регистрации «приемов», а пристального интереса к системе художественного мышления мастера. Изучение романтического реализма только начинается и большая удача для исследователя, что среди живописцев творческого объединения «Романтики реализма» есть Игорь Михайлович Орлов, который откровенно и точно пишет о своем творчестве, его проблемах и открытиях в автобиографическом эссе «Смотрю из детства», позволяя нам заглянуть в свою «творческую лабораторию». Работы Орлова со времени окончания МГАХИ им. В.И.Сурикова и до начала 70-х годов отражают общее для того времени увлечение «новыми формами» западноевропейского изобразительного искусства ХХ века, изначально интеллектуального, повернувшего взгляд художника от прекрасного образа мироздания в небезопасные глубины рефлексирующего самосознания. В условиях господства в советском искусстве коммунистической идеологии, в принципе враждебной интересам личности, сосредоточенность западного искусства на «индивидуальности» плавно переходящей в «индивидуализм» воспринималась как долгожданная свобода. В культурной эйфории 70-х разницу между двумя понятиями мало кто сознавал, она была также «незаметна» как граница между свободой и произволом. Игорь Орлов искренне стремился к свободе в творчестве. Полученные в институте профессиональные навыки работы в технике классической тонально-колористической живописи, позволяющие создавать на холсте реально-видимое пространство, не подходили для модного декларативного самовыражения в духе разного рода идей, «откровений» или эпатажа. В поисках «своего неповторимого лица» молодой живописец довольно быстро и успешно прошел «курс» изучения творчества художников «ни на кого не похожих» в широком диапазоне от изысканной этнографической стилизации А.Модильяни до примитивного сюрреализма О.Целкова, особенно интересуясь новаторской техникой письма. Картины начального периода, безусловно, хранят результаты этой напряженной работы и настолько отличаются от тех, которые Игорь Михайлович создает сейчас что, не зная автора, можно предположить, что их писал другой художник. Впрочем, точнее сказать – другой человек. «Перелом произошел где-то в начале 70 –х годов, - пишет Орлов, - когда стало ясно, что «…такое восприятие мира, такой метод работы явно не отвечал моему характеру, моему пониманию живописи… Мной постепенно начала овладевать идея цельности окружающего мира…Я ясно почувствовал, что мир един и неделим. Нет живой и неживой природы. Микрокосм и макрокосм – едины. Маленькая травинка, крохотный цветок так же бесконечно велики, как звездное небо, так же способны чувствовать и помнить. Прошлое неразрывно связано с настоящим. Будущее невозможно без настоящего». Творческая позиция художника поменялась диаметрально – интеллектуальное самоуглубление и социальная активность уступили место эмоциональной открытости мировосприятия и восхищению красотой мироздания. Катарсис всегда обусловлен жизненными обстоятельствами, но в биографии Игоря Михайловича никаких экстраординарных событий нет. Что же так радикально изменило судьбу художника? Любовь к природе и живое общение с ней во время работы над этюдами, которые «регулярно и в больших количествах» Орлов начал писать с конца 60-х годов. Пленер со времен А.К.Саврасова можно считать «краеугольным камнем» романтического реализма, в котором натурные работы являются не только подготовительным материалом для картин, но имеют самостоятельное и очень важное для живописца значение «эмоциональной памяти» о личной встрече с природой за границами рационализма. В творчестве Орлова пленер определяет не только «манеру» живописи, но и образный строй его фантастических пейзажей: «Прежде чем сочинить какую-то композицию, я должен увидеть это в натуре. Окружающий мир подсказывает темы для работ. Некоторые художники черпают темы в литературе, в музыке, в философии, а я непременно должен сам это увидеть, почувствовать, пережить». Значение натурных работ в живописи Орлова стало ясно только на мартовской выставке 2011 года в Государственном выставочном зале «Замоскворечье», посвященной 50-летию творческой деятельности художника, где их было значительно больше, чем картин. Экспозиция, чередующая «композиционные пейзажи» с этюдами, выявила характерную особенность последних: фактически – это завершенные картины. В них нет объективной этюдной «приблизительности» и подвижности впечатления, они точны документально, как свидетельство очевидца о чуде, их живопись, максимально сближенная в тоне, имеет почти осязаемую колористическую плотность, пространство «вылеплено» густым красочным слоем как живописный рельеф, в котором зафиксировано «прекрасное мгновение» озарения художника божественной красотой мироздания. Натурных работ в мастерской Игоря Михайловича - сотни, их создание дает мастеру бесценный опыт видения, восприятия и воспроизведения средствами живописи гармонии природы. Именно этот опыт лежит в основе удивительной, сложносочиненной образной системы «композиционных пейзажей» Орлова. В этюдах, где мастеру важен эффект присутствия, реальность напряженно таинственна, она воспроизведена в естественном единстве места, времени и действия, когда видимое пространство и время свернуты до состояния «здесь и сейчас». Они разворачиваются как процесс в картинах Орлова, восстанавливая в художественном единстве сложных фантазийных композиций свою неразрывность и взаимообусловленность, реализуя, таким образом, в искусстве его понимание устройства мира. В свободном полете воображения художника изменчивость пространства и непрерывность времени имеют одну общую константу - реальный образ объектов изображения, никаких его искажений Орлов не допускает принципиально, смиряясь перед совершенством Божественного Творения («Мне хочется сказать: «Господи, как прекрасен этот мир. … Господи, помоги мне славить этот мир»). Мастер так остро чувствует «наслаждение» красотой бытия, что все замыслы его картин «возникают в результате жизненных впечатлений, переживаний тех или иных жизненных ситуаций» и желания выразить свою любовь в красках. Какими бы парадоксальными, с точки зрения обыденного сознания, ни были изображения на «композиционных картинах» они имеют достоверность виденного и сохраняют убедительность благодаря замечательной тонально-колористической живописи, передающей все богатство цветового образа мира. Опыты романтического реализма Игоря Михайловича Орлова убедительно свидетельствуют о том, что художественное воображение не только не противоречит реализму, но напротив, обогащает его эмоциональное и даже философское содержание. Людмила Цыплакова

О нас пишут
Добрые люди Владимира Телина.Людмила и Александр Цыплаковы.Газета "Новости МСХ".№10.2011
"Где искать национальную идею?" Оксана Головко.Журнал "Фома".18.10.2011
ЖИВОПИСЕЦ СВЕТА. ГАВРИЛОВА Екатерина. Журнал "Фома". №2/94.2011
"Опыты романтического реализма Игоря Орлова". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ", №5, 2011.
"Романтики реализма" в Нижнем Новгороде. Газета "Московский художник". №3.2010
Уникальная выставка. Газета "Нижегородские епархальные ведомости". №5 (170)
Валерий Полотнов. О Родине и о себе. Журнал "Малая Родина- Вадский район".
Приветствие полномочного представителя Президента России в ПФО Г.А. Рапоты
Выставка «Романтики реализма» открылась в Нижнем Новгороде. Алексей Романов. Время Н.16.03.2010
Романтизм - это реально! Ирина Мухина. Газета "Нижегородская правда". №27.15.03.2010
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Будни войны". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».