Russian
«There exist many painterly manners. However, it is not the manner that matters, but the ability to see beauty» (Alexei Savrasov, the painter)
Late 19th - early 20th centuries
The 20th century
Late 20th - early 21st centuries
About the Gallery
Collection
Painters
Exhibitions
Books
Art Discussions
Contact Us

Home / Беседы об искусстве / Опасно быть романтичным. Артем Сериков

Опасно быть романтичным. Артем Сериков

Опасно быть романтичным. Не потому, что романтика таит в себе драму, а потому что каждый романтик сегодня рискует стать смешным. Эта ситуация постигла не только искусство, но и повседневную жизнь. Мы современники постмодерна – уродливой модели мироустройства, которая вторглась в человеческое сознание и сделала его больным. Главной целью постмодерна было вычленение человеческого мира из христианской оси координат, избавление его от христианских ориентиров. На протяжении десятилетий адепты нового лжеучения доказывали человечеству, что категории добра и зла, красоты и уродства, нравственности и безнравственности относительны. Что наша действительность – это всего лишь свободная игра знаков, не обремененная ни плюсом, ни минусом. Планомерно и настойчиво новая теория пыталась «освободить» нас от уз традиционной культуры, привешивая ей ярлык недемократичной и заданной.

Итогом этой борьбы стала духовная катастрофа планетарного масштаба. При поддержке глобального рынка постмодерн одержал формальную победу. Для искусства это означало приход новых бесноватых течений, в открытую глумящихся над красотой и чувством вкуса, для экономики постмодерн обернулся торжеством ростовщическо-спекулятивных направлений, для общества – небывалым освобождением инстинктов и животных страстей человека, отождествление личности с туловищем, которое ест развлекается и гадит. В современном мире нет свободного уголка, где бы бездействовал всеперемалывающий механизм постмодерна. Сама реальность уже вызывает у постмодернистов отторжение, как неустроенная и неблагополучная. Реальность непредсказуема и требует от человека напряжения творческой воли, посылает ему испытания и заставляет бороться за комфорт. Так что, быть реалистом сегодня– задача тоже неблагодарная. Сложившаяся ситуация до боли напоминает позднюю Римскую империю - золотой миллиард, который мечтал сохранить свои привилегии силой оружия, разлагаясь изнутри нравственно и телесно. Романтики в искусстве – напоминание о троичной судьбе мира и Рима. Совпадение корней не случайно. Романтики и реалисты не в чести у современного общества. Их курс противоречит общей концепции нового миропорядка, они стремятся показать мир, подчиненный фундаментальным законам красоты, вместо того, чтобы прислушаться к своему либидо, - мир от Рождества Христова.

ВОИНЫ ЧЕСТНОГО СЕРДЦА

«Романтики реализма», – так называлась выставка живописи на Крымском Валу. Огромный баннер с этим названием над ЦДХ выглядел как вызов современности, как пощечина общественному невежеству. Небольшая, но очень содержательная экспозиция традиционной, фундаментальной, прозрачной и вдохновенной русской живописи. В нынешней ситуации – это просто неожиданная прорубь, сквозь которую на затхлое дно нашей массовой шоу-культуры ударил столб света и воздуха. На Крымский Вал завезли настоящего троянского коня. Не стоит испытывать от этого лишней эйфории. Но теперь мы знаем, что Троя падет. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто отключить рассудок вместе с сотовым телефоном и пройтись по залам выставки. Первая благая весть, которая лейтмотивом повторяется от художника к художнику: русский мир на пороге погибели, а русское сердце на пороге новых свершений. Поневоле вспоминаются слова Тертуллиана: «Нас распинают и жгут на кострах, а от этого христиан все больше». В сходной ситуации сегодня оказался весь мир традиционных ценностей, все, что держится на началах любви и жертвенности. Все это сегодня по сути изображает мир страдающего Христа. Мир, который человек отверг: «Нам не нужно Твоего, Ты сотворил неправильно, слишком много хочешь от нас. Мы предлагаем альтернативное искусство – праздник играющих инстинктов и насмешливых миров».

РЕАЛЬНОСТЬ В ИЗГНАНИИ

Этой редкой выставкой русских художников обнаруживается еще один парадокс. Каким-то сверхисторическим образом мир реализма и мир страдающего Христа, совпали друг с другом. В метафизическом календаре произошло их взаимное наложение. Некоторые философы неоднократно указывали на то, что реальность выступает для человека в качестве материнской сущности. Т.е как мать для новорожденного. Постмодернистская теория – это бунт против реальности. Реалистическая живопись первой взяла удар на себя. Положение изгнания придает ей новый смысл, наделяет еще большей откровенностью.

В работах Валерия Страхова Игоря Орлова и Никиты Федосова взгляд, измученный рыночной действительностью, находит утешение. Это живопись, которая не утратила проникновенной природы русской культуры. У современных реалистов (как, впрочем, у их предшественников) нет никакой пищи для развлечения рассудка. Они не предлагают вам взглянуть на муху в перископ, чтобы увидеть, как она здорово отразилась несколько десятков раз в зеркалах преисподней, на выходе превратившись в многолапого монстра. Нет никаких вавилонских мистерий, типа заигрываний с тайными вожделениями воспаленного либидо, за которые наши бытовые потребители мистификаций так любят Сальвадора Дали. Обычные русские пейзажи, русские реки, вологодские домики, березки, солома на голой земле. Все это повторено и прописано уже тысячи раз, и если прописать это еще десятки миллионов раз, музыка и новизна не утратятся. Тот, кто, по внушению современных стилистов-сциентологов, ищет творческую интригу, пусть попробует ответить на эту загадку. Для того, чтобы проникнуть в тайну русской живописи, обыватель: во-первых, должен отключить электронную библиотеку (если таковая уже встроена в его интеллект путем вульгарного образования), а во-вторых, хоть на секунду усомниться в значимости своей личности. Ну, что тут можно посоветовать, - вспомнить детство, что ли?

СТАТЬ ПРОСТЫМ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПРОЩЕННЫМ

Где тонко, – там не рвется, свет этой истины источают полотна наших современников. Стать простым, чтобы услышать этот позабытый сердцем язык, чтобы снова заговорить на нем. Стать простым, значит почувствовать, что тебя простили. Следующий шаг – стать причастным. Значит понять, что там изображена твоя Родина. Что строй твоего сознания и твоего ДНК совпадает с размером этой очевидной музыки. Стать простым и стать причастным: два состояния, на которых зиждется русская традиционная школа живописи. Два состояния, которые в сущности повторяют с душой тот путь, который она совершает в Русской Православной Церкви. Простым сердцем в мире этих русских художников слышится настоящая глубина, и в эту глубину спускается сознание как в римские катакомбы. Изо дня в день тебя окружает мир феерических поверхностей, мир-скринсэйвер, в котором происходит непрерывная развлекательная игра пикселей, стимуляция инстиктов. Бегай-бегай по нашим лабиринтам, посмотри какие заманчивые галлюцинации изготовили наши культурные алхимики. И вдруг - Никита Петрович Федосов – и сердце провалилось в глубину. Еще пару часов назад, идя по рыночной Москве, ты чувствовал себя попугаем, который энергично прыгал по клетке, виртуозно увертывался с одной жердочки на другую, бился в прутья и вдруг – провал… едва успел зацепиться коготками за дверь. Как же так, клетка закончилась! Рассудку не во что уткнуться не хватает квадратного пространства. Это что же Россия снаружи? Поля, скирды освещенные солнцем. А нам-то все казалось, что она внутри. Думали мы, что она квадратная, что знаем ее вдоль и поперек. В клетке тепло и сытно. Все на своих местах. А в этой федосовской России тревожно сердцу и совсем вольно, ненароком про смерть задумаешься, где еще можно стать таким свободным. Лети, полно тебе биться в прутья. И стоит сердце напротив этой квадратной рамы со скирдами и вечерним полем, не веря до конца, в то, что его выпускают.

Артем Сериков

www.rcpk.ru

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Mail us: [email protected]

Copyright ©  Art Prima Gallery 2006