English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник

Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник

Заслуженный художник Российской Федерации Валерий Павлович Полотнов становится классиком. Во всяком случае его имя и работы занесены в фундаментальное издание «Русский пейзаж».
Первые минуты знакомства с его мастерской на Тверской в Москве располагают к спокойствию и… некоторому расслаблению. Художник обладает внутренней способностью создавать тончайшие гармонии в форме, образе, цвете.
Его излюбленные композиционные, пластические построения – панорама, фриз – довольно редки в искусстве последних лет. Красота картин скромная, не атакующая взгляд. Они как бы «звучат» безмолвием, молчаливым человеческим присутствием. В пейзажах (а они преобладают) вся жизнь будто замирает, в них чувствуется камерность и почти интимность.


– Откуда ваши корни? Как вы пришли в искусство?
– Родился в «яблоневом» краю под Арзамасом в 1949 году. Отец – коренной нижегородец. Из рабочих, мать – тамбовская крестьянка. Семья наша была большая – пять братьев и две сестры, я – старший. Так что с детства жизнь не баловала.
Любовь к рисованию перешла ко мне от отца. Он, будучи художником-любителем, писал портреты, пейзажи.
К профессиональной живописи я пришёл не сразу, а кружным путём, закончил сельхозтехникум, затем училище в Государственном педагогическом институте в Чебоксарах, откуда вышел учителем черчения и рисования. Дальше решил расти профессионально, поступил в Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Закончил его весьма поздно, в 1980 году, было мне уже за тридцать.
Тогда поступил ряд предложений из Чебоксар, Ульяновска с предоставлением мастерской. Но жене, москвичке, удалось меня отговорить. Десять лет прожили на Соколе в коммуналке. Когда родилась дочь, писать порой приходилось на лестничной площадке. Вся эта бытовая неустроенность осталась позади.

– Как семья относится к вашему творчеству?
– Жена – художник по тканям, она закончила текстильный институт. Занимается преподавательской деятельностью. Она создала все условия для моих занятий живописью. Дочь пошла по моей стезе, член Союза художников, учится в «Суриковке». У неё свои учителя, преподаватели, и я не вмешиваюсь в её творческий процесс.

– Расскажите о вашей творческой манере. Кого из мастеров считаете своими учителями?
– Я ученик Дмитрия Константиновича Мочальского, все годы учебы в «Суриковке» набирался опыта в его мастерской.
Из классиков XIX века очень люблю Саврасова, которому многим обязана московская школа живописи. С его «Грачей», по справедливому утверждению художников и искусствоведов, берёт начало русский национальный пейзаж (читателю будет интересно узнать, что Валерий Павлович стал обладателем Диплома и звания лауреата премии имени А.К. Саврасова Союза художников России за 2000 год. – В.Ч.). Назову, несомненно, Левитана, белорусского художника Бялыницкого-Бируля. Из современных пейзажистов мне близок Михаил Пахомов из Коломны.
Предпочитаю краски лёгких, приглушённых тонов, она лучше передаёт тонкое состояние души. Стараюсь писать «через воздух». В пейзажах стремлюсь постичь состояние природы переходного характера. Когда наступают сумерки или рассвет. Тогда легче удаётся изобразить, как выразился один критик о моём творчестве, «струящиеся потоки воздуха».
Люблю изображать смену погоды – туман, медленно ложащиеся на землю хлопья снега.

– Вы часто пишете зимние пейзажи?
– Это одна из главных тем творчества. У нас, в средней России, снег лежит на полях, на крышах домов, повсеместно – треть года. Снег, лёд – неотъемлемые части национального пейзажа, городского в том числе. Да и через оттенки белого цвета на картинах стремлюсь создать обширную тему нашей земли, её природной суровости и бескрайности.

– Красота ваших картин скромно-неброская, не будоражит взгляд. Пейзаж города, он вам близок?
– А вы посмотрите, какие чудесные виды открываются из окон моей мастерской, на Кудринскую площадь, Пресню. Залюбуешься. Центр Москвы – созвездие панорамных видов. Всё же мой городской пейзаж – пейзаж русской провинции, с домами старой постройки, деревянными заборами, маковками церквей. Откуда наш нравственный стержень, бытие наше.
Всматриваясь в малые города средней России – я писал виды Зарайска, Серпухова, Вышнего Волочка, Коломны, Макарьева, Торжка, – чувствуешь их неброский лиризм, милое очарование.

– Истоки любви к пейзажу, родной природе пришли из детских впечатлений, жизни в Нижегородской области?
– Через нижегородскиую землю я старался постичь тонкое обаяние русской природы.
Знаете, какие огромные просторы открываются из Сарова или с Нижегородского кремля на Заволжье! Огромнейшее небо, горизонт, бескрайность, космос какой-то. Думается, эта открытость наложила след и на характер моих земляков. Про себя я эти безбрежные пространства называю полустепью, поскольку лесостепи с их чернозёмом лежат значительно южнее. С тех пор я люблю такие места, где видишь много неба и широкий простор.

– В последние годы вы активно «осваиваете» и подмосковную землю. Какие места вас особо привлекают в плане отдыха, творчества?
– В моей жизни места творчества неотделимы от мест проведения отдыха (улыбается). Люблю работать на юге области в дорогих сердцу старинных приокских городах – Серпухове, Зарайске, упомянутой уже Коломне. В этих краях красоте природы вторит неповторимый рукотворный облик издавна обжитых мест – кремлей, монастырей, храмов, деревянного узорочья домов. Они «дышат» историей, славны русскими ратоборцами – Владимиром Андреевичем Храбрым, Дмитрием Пожарским, широко известны и своими духовными подвижниками. На “химкинском” направлении мне по душе работа на плэнере на берегах Сиверского озера – зимой, летом, в любое время. Очаровательные места!

– Тема крестьянства. Она вам близка?
– Есть художники, являющиеся воплощением национального духа для своих народов. У французов – Милле, Коро. У нас Василий Суриков, из художников XX века я бы выделил Аркадия Пластова. Кстати, последнего периодически к кому-то причисляют. То к соцреализму, а недавно на одной из выставок даже к неоимпрессионизму. Вот бы художник удивился! Но это дело критиков.
Я бы великого русского художника Пластова без всякого пафоса назвал певцом русского крестьянства. Крестьянства, которое на своих плечах вынесло всё – голодовки и военное лихолетье. Крестьяне кормили всю страну. Посмотрите портреты Пластова – крестьянских женщин, пожилых людей, детишек. Целая поэзия таится в них! А кажется – до чего же легко и просто написаны!
Или картина «Весна», разве это не поэма о русской красавице? Мне на всю жизнь запомнились слова Дмитрия Константиновича Мочальского, что художники в своих произведениях, изображая трудовые будни простых людей, часто весьма достоверно показывают грязь, пот. Но нет искусства.
А у Пластова искусство есть. Не ради самого искусства. Ради простых людей из той же деревни Прислониха, где художник прожил большую часть жизни, ради всех людей труда.

– Вы неоднократно участвовали в «военных» выставках, являетесь художником Студии маринистов-баталистов Пограничных войск. Какие темы и образы военной тематики вас вдохновляют на творчество?
– Знаете, о войне, ратных буднях пишут многие художники. Показывают кровь, сражения, походы. Пишут монументальные произведения. Мой подход иной. Мне близка манера мастеров, показывающих отношение к войне через мирные будни. Картина киевского художника Костецкого «Возвращение», где семья на лестничной площадке встречает вернувшегося с войны солдата. Сколько здесь тревожных переживаний и радости! Или хрестоматийное «Письмо с фронта» Лактионова. Очень светлая картина! Я бы назвал её гимном миру…
В своих работах я внимание сосредотачиваю не на героизме в ходе боевых действий и военных аксесуарах, а «остановливаюсь» на буднях. Как живут, чем занимаются люди. Изображаю тот мир, который мы защищали и охраняем. Нашу Родину.

– Ваше отношение к портрету?
– Он занимает достойное место в моём творчестве (смеётся). Некоторые работы мне особо дороги. Например, образ известного баса ГАБТа Владимира Моторина. Очень люблю женщин писать, замечательных красавиц России – Анны Тюриной, Ирины Андреевой. Стараюсь больше передать индивидуальность, психологичкское состояние образов.
Другое дело, когда женский образ – неотъемлемая часть пейзажа, как в картине «Ожидание», где изобразил старуху мать с непокрытым платкомна фоне пустынной равнины. Узнаваемая местность. Зрители могут подумать, что это их пейзаж, их матери, которые всю жизнь встречают и провожают, ожидают… В общем, ищу в себе решения для смысловых картин.

– Ваше участие в выставках, творческие планы?
– С 1980 года являюсь участником более ста выставок. Особенно запомнились посвящённые 2000-летию Рождества Христова, 50-летию и 55-летию победы в Великой Отечественной войне. На них я обычно выставлял две-три работы. Было несколько персональных – в Москве, Нижнем Новгороде, Сарове, Арзамасе, Вятке, Коломне.
Помню, генерал армии Вадим Матросов около часа был на моей персональной выставке на Яузском бульваре, в бывшем Культурном центре ФПС России. Ему понравились мои пейзажи. Сказал, что очень похожие есть у него на родине, в Смоленщине. Мне очень приятно от таких отзывов, когда своими работами задеваешь души.

Беседу вёл Владимир Чередник, газета «Литературная Россия» 28.10.2005

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».