English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Беседы об искусстве / Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009

Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009

Большая выставка творческого объединения "Романтики реализма" проходит летом этого года: сначала в Санкт-Петербурге (с 20 июня по 5 июля) в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской 38, а затем в Вологде (с 14 июля по 6 сентября) в Центральном выставочном зале ВОКГ "Воскресенский собор" на Кремлевской площади,3. В экспозиции 250 картин наших современников - известных российских и московских живописцев - из коллекции московской галереи «Арт Прима», Союза художников России и частных собраний. Все участники объединения давно признаны и очень авторитетны в кругу специалистов, коллекционеров и любителей живописи, но почти незнакомы широкому кругу зрителей. История этого замечательного сообщества художников, в творчестве которых живопись как искусство является главной ценностью, начинается с 70-х годов прошлого века. Его основателями стали москвичи Н. Федосов, В.Забелин, В.Щербаков и В.Телин. Долгие годы они сознательно и целенаправленно собирали воедино талантливых живописцев, создавая союз единомышленников способных противостоять разрушению русской реалистической традиции. Многие ценители искусства помнят организованные ими замечательные выставки 80-х годов «Родная земля» и «Поэзия родной земли», которые познакомили зрителей с новым поколением чрезвычайно талантливых молодых мастеров московской школы живописи. Именно это поколение пропало в информационном вакууме периода аннигиляции советских структур управления искусством и становления «свободного» арт-рынка в России. В новой системе культурных ценностей, пропагандируемых демократическими СМИ, реалистическая живопись была категорически невозможна. Сам факт ее существования в России опровергал западную искусствоведческую аксиому: традиционное классическое искусство «закончилось» в ХИХ веке, «вымерло» вместе со своей «средой обитания» - идеалами гуманизма и христианства; современное искусство принципиально нетрадиционно. Его абсолютной ценностью является «новое» – художнику все позволено, неважно что и как, главное, чтобы такого еще никогда не было. Нашлось место только идеологическому реликту «соцреализма» с его «экзотическими» вождями, передовиками, парадами и демонстрациями – на одном лотке с матрешками и ушанками. В это безжалостное «время разрушения» художники круга Федосова, Забелина, Щербакова, Телина сохранили в своем творчестве живопись как высокое искусство. Они были центром «силового поля» классической тонально-колористической живописи: к ним «притягивались» те художники, для которых реалистическая традиция была величайшей ценностью, те, кто слышал призыв великого русского пейзажиста А.К.Саврасова : « Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник тот же поэт... Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория».

В течение десятилетий в объединение входили и покидали его многие художники, ( Н.Федосов , В.Забелин , В.Щербаков , А.Жабский ушли из жизни), но никакие жизненные обстоятельства не смогли изменить его принципы: бескомпромиссную верность живописи и высокий профессионализм. В настоящее время в это сообщество входят известные российские художники В.Телин , М.Абакумов , С.Гавриляченко , Ю.Грищенко , Н.Зайцев , И.Орлов , Г.Пасько , В.Полотнов , В.Страхов , А.Суховецкий , А.Цыплаков . При полном отсутствии какой либо формальности в отношениях между ними их объединяет сознательная и активная творческая позиция. Они продолжают и развивают то направление русской живописной традиции, которое определяется как романтический реализм.

Концепция проекта «Романтики реализма» генетически связана с выставкой русской пейзажной живописи «Образ Родины», которая была проведена галереей «Арт Прима» при участии Союза художников России и Вологодской областной картинной галереи в Москве, в феврале 2007 г.. Экспозиция в Центральном доме художника объединила в одном выставочном пространстве работы классиков русского реализма (А.К.Саврасова, В.М.Васнецова, А.И.Куинджи, С.Ю.Жуковского,К.Ф.Юона, П.И.Петровичесва , Л.В.Туржанского , Н.П.Крымова, В.К.Бялыницкого-Бирули , С.В.Герасимова , А.А.Пластова , Н.М.Ромадина , В.Г.Цыплакова , В.Ф.Стожарова) и наших современников наглядно доказав, что вопреки расхожему предубеждению в России есть современные художники, живопись которых не просто выдерживает сравнение с великими образцами, но и стоит вровень с ними.

Успех выставки превзошел все ожидания: за 10 дней ее посетило более 25000 человек, к удивлению сотрудников ЦДХ в выходные дни в кассы выстраивалась длинная очередь. Откуда такой интерес к давно и всем хорошо известному жанру пейзажа? Ответ дает книга отзывов: «Выставка «Образ Родины» очень нужна в наше время… Необходимо привлечь внимание к тем богатствам, которые скрыты в душе человека, живущего в России, которые пробуждаются под действием пейзажа, русской природы…». Выставка, по общему признанию, действительно была уникальной: 364 работы 98 художников, созданные в разное время на протяжении 150 последних лет органично объединились в удивительный живописный оркестр - цельную и гармоничную экспозицию, которая выявила некий общий настрой творческих устремлений мастеров разных поколений. Стало ясно, что более полувека неназванным существует уникальное явление – мощное течение в русской реалистической традиции, которое является основным в современной живописи. Оставалось только произнести его имя – романтический реализм.

Это течение зародилось в Москве, в кругу живописцев близких А.К.Саврасову, сформировалось в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ веке развивалось в «московской школе», особенностью которой является неколебимая верность реализму, как творческому методу, при высочайшем уровне профессионального мастерства. Здесь сложнейший классический живописный «канон» - гармоничное сочетание композиции, рисунка, тона и колорита, - соблюдался неукоснительно, при этом тону и колориту уделялось особое внимание, а в вопросах стиля художнику предоставлялась полная свобода. Из поколения в поколение, от учителя к ученикам передавались не только профессиональные навыки, но, главное – великое открытие А.К.Саврасова: существует неразрывная связь между высоким душевным настроем живописца и качеством живописи. Осознанное, ответственное и единственно верное отношение художника к живописи как таинству служения красоте, по природе своей исключает любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Романтический реализм на протяжении почти столетия был единственным течением в изобразительном искусстве России, в котором сохранилась живопись как высокое искусство, незамутненное идеологией, политикой, коммерцией и тщеславием.

Непреходящая культурная ценность романтического реализма заключается в его яркой эмоциональности и удивительной, не поддающейся рациональному объяснению, способности вызывать у зрителя ответные высокие чувства и положительные эмоции – любовь к Родине, сострадание и любовь к людям, восхищение красотой природы и человеческих отношений, радость встречи с прекрасным. Именно этого нам так не хватает в наше совсем неромантичное время.

21 декабря 2007 г. в ЦДХ галерея «Арт Прима» представила выставочный проект «Романтики реализма». Единое экспозиционное пространство объединило персоналии 14 известных российских художников, работы которых были ядром современного раздела выставки «Образ Родины»: Н.Федосова, В.Забелина, В.Щербакова, В.Телина, М.Абакумова, С.Гавриляченко, Ю.Грищенко, Н.Зайцева, И.Орлова, Г.Пасько, В.Полотнова, В.Страхова, А.Суховецкого, А.Цыплакова. Выставка проходила в предновогодние дни и рождественские каникулы, но за две недели ее посетило 15000 человек. Причина успеха – высокий художественный уровень работ, тщательно продуманная экспозиция и, главное, любовь зрителей к русской реалистической живописи, сохранившей отличительные качества истинного искусства – правду жизни и красоту.

Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В.Даля: «Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе». Живопись «Романтиков реализма» возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания изначальное понятие об искусстве как средстве борьбы с хаосом и смертью путем преумножения красоты и гармонии в мире. Красота – это зримое, доступное нашим органам чувств, свидетельство присутствия в мире его Творца, это источник жизни, питающий нашу бессмертную душу.

Современный человек испытывает жажду красоты, часто не отдавая себе в этом отчета. Двадцатый век отменил чудеса, мир стал прост и утилитарен как супермаркет. Человек все реже вспоминает о вечном и, сохраняя практическую изощренность ума, стремительно теряет качества, отделяющие его от животного мира – способность отличать прекрасное от уродливого, правду – от лжи, сиюминутное – от вечного, добро – от зла. Тем не менее, каждый из нас хотя бы один раз в жизни испытал совершенно бескорыстное чистое чувство восхищения красотой, присутствующей в мире повсюду. Может быть, нам открылась божественная красота природы, или посчастливилось увидеть настоящее произведение искусства.

Нескончаемые многонациональные очереди в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици и многие другие музеи, где собраны шедевры мирового искусства всех времен и народов, свидетельствуют о неистребимости человеческого стремления к красоте. «Красота спасёт мир» - это пророчество Ф.М.Достоевского, возможно, о нашем времени.

Людмила Цыплакова

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Ирина Старженецкая. Цвет животворящий.Людмила и Александр Цыплаковы.Жур-л "Диалог искусств".04.2010
Война и мир Алексея Жабского.Альбом.А.Жабский."Тихая жизнь"; Still life(2010)Л.Цыплакова,А.Цыплаков
Аркадий Пластов:ученик и учитель. Татьяна Пластова. Журнал "Русское искусство". II/2010
Письма Аркадия Пластова из сборника «Художник и современность».
От этюда к картине. Аркадий Пластов.
Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика.
"Искусство в меняющемся мире". Наталья Аникина. Газета "Московский художник". №11-12.2009
Об особенностях экспозиций выставок «Романтики реализма». Александра Юферова
«Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» . Александр Цыплаков
О "Роли проекта «Романтики реализма» в культурной жизни современной России". Виктор Калашников
О "Природе русского реализма". Сергей Гавриляченко
«О теории «подражания» Платона». Виктор Арсланов
«О романтическом реализме». Людмила Цыплакова
«История проекта «Романтики реализма», его задачи и перспективы». Анастасия Цыплакова
"Ритмический вальс". Алексей Александрович Жабский
"Победа". Алексей Александрович Жабский
"Орел". Алексей Александрович Жабский. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».