English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид

Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид

Одно из полотен известного художника Геннадия Пасько увез с собой на память о России французский космонавт Жан-Луи Кретьен

Геннадий Пасько родился и вырос в Батуми, этом ярком, пестром городе, прокаленном горячим ветром и яростным солнцем. Позже, став известным живописцем, заслуженным художником России, он несколько раз возвращался к южным мотивам, но постоянной его любовью стала среднерусская природа - с ее неяркой, подчас даже блеклой, но такой сердечной, притягательной, завораживающей красотой.

Пасько объездил немало зарубежных стран, выставлялся в Италии и Америке, восхищался Парижем и Римом, пробовал (и вполне успешно) писать их, но его сердце, которому, как известно, не прикажешь, навсегда прикипело к глубинной России - к небольшим старинным городкам с милыми, уютными названиями: Торжок, Тутаев, Гороховец, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Сольвычегодск, Ростов Великий, Боровск... Он рисовал эти города и в летний зной, и в хмурую осеннюю распутицу, и в зимние сумерки, и в дни весеннего обновления, стараясь передать поэтическое обаяние этой, увы, "уходящей" натуры. Ведь под напором так называемого прогресса, а зачастую просто по чьей-либо чиновничьей глупости с лица земли навсегда стирались старинные дома и церковные храмы, исчезали целые улицы, несущие старорусский колорит. А на полотнах художника они запечатлевались, сохранялись в своей первородной красоте. Он не ставил перед собой такой специальной задачи, но за десятилетия неустанного творческого труда Пасько создал, если угодно, художественную летопись малых городов России. По его картинам можно изучать особенности их жизни и быта, архитектурные достопримечательности, но в то же время художник никогда не чувствовал себя унылым копиистом, который всего лишь старательно воссоздает натуру, - его полотна всегда несут ярко выраженное обобщающее, поэтическое начало.

- Каждый старинный городок живет своей потаенной жизнью, недоступной беглому туристическому взгляду, - говорит Геннадий Иванович. - Надо пожить в нем, иногда достаточно долго, вслушаться, вчувствоваться в его ритмы, понаблюдать его в разные времена года, в разные природные, погодные состояния, и он обязательно откроет вам свою душу. Когда-то в юности я работал в комитете по охране памятников старины, как водится, бил тревогу, клеймил, призывал, потом понял, что моя кисть - это тоже, если угодно, оружие в борьбе за сохранение доставшегося нам от предков культурного наследия. Воспевая тихое обаяние городских старорусских пейзажей с любовно выстроенными купеческими домами, с золотыми куполами церквей, я по-своему воюю против унификации и обезлички, против исторического беспамятства, касается ли оно малых городов или нашей столицы.

Москва златоглавая - еще одна яркая глава в творчестве Пасько. Он не очень любит современную архитектуру, считая ее бездушной, механистичной, зато обожает и старается передать на своих полотнах дух старой Москвы с ее тихими двориками, уютными улочками, просторными набережными.

- Мне уже минуло 60, - говорит художник, - но я, как и в молодости, готов часами бродить по старинным улочкам нашей столицы, выискивать колоритные сюжеты и мотивы. Особенно люблю район Таганки, где жила моя будущая жена, за которой я ухаживал в молодости, и где до сегодняшних дней сохранилось немало прелестных уголков. Старые стены имеют свою судьбу, свою биографию. Рисуя московские дворики, я думаю о поколениях людей, живших здесь, о том духовном наследии, которое мы должны сохранить и преумножить. И стараюсь насыщать этими раздумьями свои, казалось бы, сугубо камерные, интимные полотна.

Исследователи творчества Пасько заметили, что его художественный мир, в котором раньше нередко преобладал сумрачный, временами даже тревожный колорит, стал в последние годы ярче, радостнее. С годами он словно заново научился радоваться яркому солнцу, голубому небу, сочной свежести травы... Особенно хорошо это было заметно на большой персональной выставке художника, только что завершившейся в залах Московского союза художников на Кузнецком мосту. Более ста лучших, проверенных временем работ Пасько дали исчерпывающее представление о творческом пути художника, полотна которого - и суровые, сдержанные, и оптимистично-звонкие - пронизаны тонкой красотой и подлинно русским духом. Не потому ли, кстати, они так свободно разлетаются по всему миру? Уже около 300 картин мастера осели в зарубежных галереях и в частных коллекциях, в том числе в США, Японии, Германии, Англии, Италии, Шри-Ланке... А одно из полотен Геннадия Пасько на память о России увез с собой в Париж не кто иной, как французский космонавт Жан-Луи Кретьен. Лично я его хорошо понимаю: такой сердечный, лиричный, любовно исполненный пейзаж из космоса, как ни старайся, не увидишь...

Павлючик Леонид, газета «Труд», 04.12.2001

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».