English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко

По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко

Когда всматриваешься в произведения московского живописца Алексея Николаевич Суховецкого, возникает ощущение, что из их образного мира изгнан быт, Своим творчеством художник принципиально обращен к «высокому». Но это не от искусственного желания оторваться от реальности. «Возвышенное», видимо, свойственно его внутреннему мироощущению и оттого естественно и органично пронизаывает все в картинах Суховецкого – от архитектоники облаков, земли, деревьев до предметов прозаической повседневности.

Как художник, он воспитан русским ампиром и исканиями Серебряного  века русской живописи – неоклассической, акмеизмом, эстетикой московского модерна. Одновременно ему дороги течения европейской культуры, ценившие «строгую» форму: Пуссен, Сезанн. Но в собственном творчестве художника отсутствует подражательность и стилизация, его формальный язык отличается цельностью, основанной на универсальных началах, позволяющих естественно продолжить замерзшие на рубеже 20-х годов нашего века художественные традиции.

Особенности живописи Суховецкого – внутренняя сосредоточенность, выверенность пластических решений, ясность высказывания – сочетаются с родовыми чертами одного из ответвлений московской культуры. Мы привыкли к широте, богатству колорита, искусной «неорганизованности» московской школы живописи, к тому ее облику, который ясно и принципиально отличает Москву от Запада, Петербурга, от достоинств рационализма. Но было и есть особое пограничье, когда Москва. Не отторгая, принимает и претворяет чужие дары – будь то Сезанн или стиль модерн, порождая культуру московской интеллигентной среды с особым миром городских квартир и пригородных дач, с полным минора образным строем. Кажется, именно эти переживания и образы московской культуры наиболее близки Суховецкому.

Алексей Николаевич получил лучшее из возможных в России образование, сначала в знаменитой московской средней художественной школе при суриковском институте, а затем и в самом институте. Именно здесь сформировались убеждения и представления художника о нормах, лежащих в основе русской культуры.

Художник успешно работает в самых различных жанрах, но более всего любит композиционный пейзаж, натюрморт, интерьер. Специально подчеркиваю слово «композиционных», так как именно эта черта, объединяющая живое натурное видение с работой над композицией как сочинением, лежит в основе всех творений художника, независимо от того, этюд ли это или большая картина.
Образованность и широта видения позволяет Суховецкому не только заниматься любимой живописью, но и преподавать в МГАХИ им. В.И. Сурикова, участвовать в многочисленных выставкомах Московского и Российского союзов художников, в создании наиболее выверенных экспозиций последнего десятилетия.

У меня, как у зрителя, картины Суховецкого всегда порождают цепь ассоциаций. Когда смотрю его произведения, посвященные Москве, то сразу вспоминаю «киммерийское» искусство Ф. Богаевского и римские пейзажи XVIII века француза Гюбера Роббера. Это личные ощущения, скорее всего у другого зрителя родятся иные образы, а сам художник удивится таким ассоциациям, но именно эти имена помогли мне лучше понять то, что дорого в творчестве Суховецкого.

Общее ощущение, что перед тобой оживает культура классицизма, впитавшая в себя и многие иные веяния. Основная черта «безлюдных» работ художника – благородство и соразмерность пропорций и частей, соподчинение деталей ради целостной слитности времени, пространства и внешне скрытого действия. Мир картин Суховецкого гармоничен и драматичен одновременно, ясность и возвышенность сочетаются с ощущением беспокойства, печали и тревоги. В системе видения художника нет места поверхностному, обывательскому взгляду, все пронизано ощущением связи эпох и культур.

Драматичен и пластический строй работ, кажется, где-то внутри, подспудно идут сложные тектонические движения, вздымающие облака, рождающие архитектуру и землю, разметывающие кроны деревьев. Художник чаще пишет мир ближний, созданный человеком – город, интерьеры, натюрморты из предметов, давно живущих в доме, и от того легко роднящихся друг с другом, естественно вступающих в пластический и смысловой диалог. В интерьерах, как бы различны они ни были, будь то блистательная архитектура залов Павловского дворца или скромная мастерская художника, есть сопоставимая значимость, организованная по законам красоты, где каждый элемент обладает благородством пропорций, точностью занимаемого места и в реальности, и в картине.

Наше сегодняшнее искусство, во многом потеряв цельность и энергию, изобилует реминисценциями, с удивительной способностью выбирает из предшествующих стилей те черты, которые неизбежно приводят к «салону», к искусству благополучной коммерции, порождают зачастую чудовищную безвкусицу. Лишь немногим профессионалам дано своим творчеством, в меру отпущенного дара, продолжать нить культуры, видеть не внешние формы, а скрывать от неразвитого глаза, сердца и ума пластические основы и композиции смыслов. Алексей Суховецкий из их числа.

С. Гавриляченко, «Художник  России», №9-10, 2003

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».