English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко

Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко

Время не случайно сохранило слова, сказанные Епифанием Премудрым о Феофане Греке – «Живописец среди иконописцев». Русская культура всегда ценила как высшее благо живописное претворение образного совершенства мира. Нисколько не умаляя достоинств многих замечательных мастеров, особо восхищаешься творчеством тех художников, кому дано улавливать и воплощать на холсте бесконечную изменчивость живущих вокруг нас цветовых гармоний. Перед их произведениями останавливаешься как перед тайной, которую трудно понять умом, а можно лишь взволнованно переживать.

Редким даром видеть цвет-свет, связанный с предметной, а не абстрактной красотой был наделен Вячеслав Николаевич Забелин. В его мастерской осталось несколько начатых и по какой-то, только автору ведомой причине, оставленных холстов. Они приоткрывают завесу, подсказывают, как творил мастер. Уже сам начальный рисунок был цветным, первое же прикосновение, первый цветовой аккорд улавливали новую, дотоле никогда не бывшую и никогда не повторившуюся мелодию.

На первый взгляд стиль живописи Забелина следует отнести к импрессионизму. Действительно, Забелин хорошо знал импрессионистов. Воспитывался он как художник в годы, когда еще была памятна борьба с «французскими» влияниями, и одновременно заново открылись полузапретные течения в искусстве конца XIX – начала XX веков. И все же, если и относить Забелина к импрессионизму, то такому своеобычному, к которому приросло слово «русский». Импрессионизм в Европе постепенно превратился в почти рецептурное искусство, в своего рода художественное подтверждение различных спектрально-оптических теорий, утратив, в конце концов, первичность самого понятия – «впечатление». Русская жизнь, часто открыто принимая дары иных культур, своеобычно их перетолковывает. «Русский импрессионизм» тесно связанный, прежде всего, с Москвой, довольно быстро из модной новинки стал органической формой для передачи через цвет тех настроений, без которых не может существовать русская живопись. Собственно, в России импрессионизм и сохранился не как формальный прием, а как искусство «ощущения», «переживания».

Забелин всю свою жизнь писал лишь то, что восхищенно любил. Его творчество опровергает расхожую, неутомимо распространяемую ложь о «советском искусстве» как беспросветном царстве цензуры, тоталитарной идеологии, соглашательства. Забелин из плеяды благородных, не громко, не демонстративно любящих родину художников, твердо во все времена отстаивающих честь русского искусства. Его живопись родилась не из идеологии, она из вечной родовой красоты.  Войдя в искусство в конце 1960-х годов, когда еще сохранялся пафос веры в непрерывный прогресс и порождаемые им благие переустройства, Забелин обратился к той, казалось, обреченной на исчезновение современности, что неизбывно живет в цветности русской природы, в затихшей жизни небольших городов и селений, дремотно хранящих былое величие, в совершенстве узорного храмового убранства.

В 1967 году, сразу после окончания института, Вячеслав Николаевич со своим другом Владимиром Никитичем Телиным отправились в Вологду и, как рассказывал сам Забелин, увидев из окна поезда купола храмов Ростова Великого, решили побродить по городу-музею. Задержавшись, как они думали, на один день, друзья так и не доехали до Вологды, а Забелин остался с Ростовом на всю свою жизнь, открыв душу города, его цветную суть. Думается, что теперь ни одному художнику, удивленному необычностью Ростовского Кремля, праздничностью церковных интерьеров ХУП века, обласканному уютом провинциальных улочек и тополиных аллей, не удастся писать их, не соотносясь с картинами Забелина, спасающими от беглой туристической открыточности и убеждающими в единственной плодотворности неспешного слияния души художника и постепенно открывающегося ей мира. Внешне картины Забелина выглядят виртуозно-импровизационными. Но за каждой из них скрыто длительное, внимательное наблюдение, настройка души, глаза, руки на стремительное, не мучающее холст исполнение.

Каждый художник, впервые попадающий в Ростов, бросается запечатлевать парадность Ростовского кремля. Уж больно он красив и необычен. Но стоит задержаться в городе, начинаешь мучиться – какой же вид лучше? И приходится остаться надолго в погоне за неуловимым совершенством бесконечной изменчивости. «Западное» сознание обычно не выдерживает неоднозначности и конструирует «фасадные» композиции городской среды, выгодно открывающиеся с определенных, расчисленных точек зрения. Попробуйте найти лучший вид русского монастыря? Измучаетесь, не найдете. Для этого нужно уметь любить и ценить прихотливо изменчивую «цветущую сложность». Забелин практически ежегодно писал Кремль, находя все новые и новые ракурсы и состояния. Но это никогда не были живописно-этнографические «церковки», «домики» или же, наоборот, гипертрофированная, философски-символическая «Святая Русь». На его холстах человечно переживается бесконечность пластической связи древних построек с вечной землей, непостоянной погодой, с текучестью человеческой жизни. Любя историю, Забелин отображал не прошлое, а современность, с ее бытом, суетой, реальностью. В этом отличие картин Забелина от несчетного количества написанных в Ростове другими художниками и отмеченных, обычно, стерильной безлюдностью. Вячеслав Николаевич умел виртуозно оживить историческую панораму человеческим присутствием. Он писал предельно точно конкретное время, и по мере нашего удаления в будущее, оставленное им наследие обретает черты исторического свидетельствования. На его полотнах сохранился Ростов времени создания «Золотого кольца» центральных русских городов, во время туристического бума и во время ветшания, замирания жизни. Трудно судить, что большее благо для города – попытка создать прибыльный туристический конвейер или тихое углубление в себя. Художник жил вместе с городом, чутко отражая его невозвратно уходящую  красоту.

В последнее десятилетие Забелин полюбил изображать тополиные аллеи и еще сохранившиеся с начала прошлого века ростовские домики. Видимо, что-то вернулось из детства, из улиц старых московских Хамовников, из окрестностей Новодевичьего монастыря. Привязанность к тополям может показаться странной. Все в Ростове пишут среднерусскую природу, памятники. Тополь – южное дерево, да и появились они в городе лишь в начале прошлого века. На старых дореволюционных фотографиях в историческом центре, в черте крепостных валов нет деревьев. Забелин застал город, утопающий в зелени, восхитился прихотливой игрой света на кронах и цветных тенях, отбрасываемых ими на стены домов. Монументальная цветная орнаментика света и тени восхищает в забелинских холстах. Но тополя быстрее других деревьев стареют, страшно, мгновенно рушатся под порывами частых, неожиданно налетающих ураганов. Кажется, что художник спешил запечатлеть причудливую мощь тополей-великанов и тленную, быстро ветшающую архитектуру, особенно стремительно уходящий, плохо изученный деревянный ростовский «модерн». В одночасье, после смерти Забелина рухнули от старости либо их предупредительно спилили столетние тополя в ростовском парке, обветшала деревянная, оштукатуренная по дранке парковая колоннада, обваливаются, подгнивают, горят покинутые жителями неудобные для современной жизни одряхлевшие дома. Одновременно ушли и художник и любимый им облик города. Грустно от того, что уже никому не удастся увидеть арку из могучих деревьев у входа в парк, написать этот созданный природой «гобелен». Но Ростову более тысячи лет, за которые неоднократно менялось его обличье. Вечно наследуется, пожалуй, лишь небо над городом, да озеро Неро. И теперь оставленные нам холсты становятся историческим, поэтическим преданием, тридцатилетним отрывком из живописной летописи многовекового города.

Забелин дорог русскому искусству как создатель изысканных по цветовому и пластическому строю пейзажей, как художник, возродивший жанр церковного интерьера. Небольшой холст П.И. Петровичева – «Интерьер алтаря церкви Воскресения Ростовского кремля», хранящийся в Ростовком музее, привел Вячеслава Николаевича в такой восторг, что он сам начал писать  церковные интерьеры. Древнерусская традиция завершалась в XVII веке удивительным цвето-орнаментальным всплеском. Последовавшие два века «тональной» живописи, окончательно ушедшая под потемневшую олифу иконопись, заставили забыть о праздничной полноте цветописи.  Интерьеры храмов, как некие упражнения в сложных перспективных построениях, интересные своей документальной достоверностью, часто писались в XIX веке. Но лишь живописцы рубежа XIX-XX веков, прежде всего, мастера «Союза русских художников», вернулись к цветовому изобилию, заново открыв дотоле попираемое совершенство древнерусского искусства. Церковные интерьеры с этого времени следует рассматривать не только как исторические свидетельства, выполненные в красках, но и как образные переживания идеально-цветового, «райского» мира православного храма.

Забелину удалось понять сущность ростовско-ярославских росписей и они стали для него второй природой, которую он, как и первую, внимательно наблюдал в непрерывных изменениях освещения. Им с удовольствием, по нескольку раз были написаны внутренние пространства почти всех ростовских церквей. Его завораживала изменчивая, прихотливая игра световых потоков, накладывающихся на изобильный цветовой орнамент стенописей. Ростовский XVII век оказал на художника глубокое подспудное влияние. Цветовая изобильность ростовских росписей такова, что в ней легко запутаться при дотошном, скрупулезном повторении. Забелин писал храмовое убранство, как и природу, доверяясь живому чувству, избегая излишней детализации, повторяя лишь основу «ковровой» орнаментики.

Будучи знатоком и собирателем произведений древнерусского искусства, превыше всего ценя совершенство древних икон, Забелин никогда не впадал в грех стилизаторства. Ему было дано за внешне различными формами чувствовать сущностное единство, и от того весь его творческий путь был посильным утверждением возможности современного продолжения жизни великих заветов. Так случилось, что на другой день, как не стало Вячеслава Николаевича, вышел первый номер воссозданного журнала «Светильник» с публикацией его размышлений об иконописи. «Искусство по сути своей призвано побуждать в человеке радость, светлые, возвышенные чувства. Как никакое другое произведение отвечает этой сути русская икона. Находясь рядом с ней, всякий православный человек, душа которого хотя бы чуточку открыта для восприятия красоты созданного Богом мира, никогда не останется безучастным, не впадет в тоску или уныние… Икона, также как и фреска, это не только «Евангелие в красках», это еще и «откровение в красках», - то самое откровение, которое доступно бывает лишь создателю иконы или фрески…». Мало кому известно, что вся художническая жизнь Забелина была проникнута поисками верного образа Преподобного Андрея Рублева. Две дипломные картины, завершавшие учебу в Московском художественном училище памяти 1905 года и Московском государственном художественном институте им. В.И Сурикова, как и последний, многие годы писавшийся, но так и не показанный на прижизненных выставках холст, были непрерывным обращением к образу великого иконописца.

Забелин принадлежал тому кругу художников, трудами и творчеством которых длится прямая нить русской живописной традиции. Фактически он оказался прямым наследником ведущих мастеров «московской школы живописи» начала ХХ века. Вячеслав Николаевич любил вспоминать, как робеющим юношей показывал свои работы Константину Федоровичу Юону, бесконечно восхищался неприхотливостбю холстов Николая Петровича Крымова. Обращаясь к древнерусской культуре, к наследию великих предшественников, особо ценя и чувствуя искусство подлинных колористов, Забелин и сам достойно стал в ряд, в котором тонко, от сердца к сердцу передается любовь к земле, Отечеству и органично рожденной ими культуре. Думается, что по прошествии времени значение творчества Забелина будет все больше и больше осознаваться как один из камертонов, по которому смогут настраиваться следующие поколения живописцев «московской школы».

Не столь уж длинная жизнь Вячеслава Николаевича вместила в себя и неустанный труд художника, и общественное служение, и педагогическое творчество. Свыше тридцати лет профессор Забелин преподавал в родном Суриковском институте, уча неуловимому искусству живописи, прививая ученикам представление о благородстве формы. Многие силы он положил на сохранение оставленного нам наследия, участвуя в деятельности Общества охраны памятников. В последние годы возглавлял Товарищество московских художников-живописцев. Такая полнота жизни не только не мешала творить, скорее, подпитывала энергией дружеского общения, даровала радость видеть, как собственные, выношенные стойкие убеждения прорастают и в душах учеников.

С.А. Гавриляченко

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».