English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Беседы об искусстве / «Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова

«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова

Мне думается, что в гамме мировых мер есть такая точка,
где переходят одно в другое воображение и знание,
точка, которая достигается уменьшением крупных вещей
и увеличением малых, – точка искусства.
В.Набоков....«Другие берега»



В теплом вечернем небе, освещая все пространство картины, сияют громадные стрекозы, настолько большие, что соизмеримы только с растворяющимся в золотом мареве силуэтом храма; гигантский букет колокольчиков, во много раз превосходящий размером дерево, замыкает открытую в небо часть интерьера деревенской избы; высоко в небесах плывет вместе с облаками маленькая деревенька с крохотными домиками на пригорке, расчерченном проселочными дорогами, сверху она обрамлена зелеными деревьями с массивными летними кронами, а снизу – золотыми прозрачными осенними березами… – все, что мы видим на картинах Игоря Михайловича Орлова совершенно нереально с точки зрения и знания, но абсолютно реально с точки искусства и воображения.

Представление современного человека о мире, в котором мы живем, парадоксально. С одной стороны, он жестко структурирован научным знанием, и все, что можно взвесить, измерить, зафиксировать, воспроизвести и использовать с целью увеличения комфортности существования, уже изучено или изучается, и непрерывный научный прогресс вселяет в нас уверенность в благополучном будущем. С другой стороны, вся эта замечательно удобная конструкция мгновенно исчезает вместе с будущим, когда возникает угроза смерти и человек оказывается на пороге мира иного, знания о котором отрывочны и с точки зрения современной науки недостоверны. Этот парадокс возник сравнительно недавно, с того времени, когда узурпированная атеизмом наука отменила существование Бога и заняла его место в «цивилизованном» сознании.

Однако отсутствие научных знаний об объекте не отменяет его существования. О том, что «иной» малоизвестный нам мир не только так же реален, как тот, в котором проходит наша жизнь, но и «пронизывает» его, известно с начала существования человечества, задолго до возникновения науки. Это знание хранится и преумножается в тех особых областях человеческой деятельности, которые напрямую связаны с «миром горним» – искусстве и религии. Более того, оно каким-то образом передается из поколения в поколение, и дети с момента пробуждения сознания в той или иной мере обладают им до той поры, пока взрослые не научат их п о л ь з о в а т ь с я миром – вещами, природой, людьми, и восторг красотой и устройством мироздания не сменится «практическими интересами». Но почему такое естественное и законное, по мнению современного общества, стремление взрослого человека к комфорту и высокому социальному статусу не только лишает его полноты мировосприятия, но и как следствие возможности достойно продолжить свою жизнь после смерти? Ответ на этот современный вопрос известен уже более двух тысяч лет. Когда ученики спрашивали Христа: «Кто больше в Царстве Небесном?», «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» – свидетельствует апостол Матфей. Евангелист Марк так описывает реакцию Христа на то, что ученики не допускали к Нему детей: «Увидев т о, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их». О чем говорил Господь? Мы знаем, что дети – не ангелы: они своевольны, необразованы, капризны, эгоистичны, то есть в меньшей степени, но обладают почти всеми недостатками взрослых. Наверное, Господь говорил о том, что теряет человек по мере взросления и обретения «жизненного опыта» – о бескорыстном, открытом и доверчивом отношении ребенка к миру, о том редком среди взрослых качестве, которое Евангелие называет «чистое сердце».

Все истинные художники, вне зависимости от меры отпущенного им Богом таланта, относятся к миру восторженно, как дети, и потому Господь благословляет их творчество, и оно становится искусством – свидетельством о присутствии прекрасного «мира горнего» в нашей реальности. Игорь Михайлович Орлов не только сохранил детское видение, но и вернулся к нему уже зрелым человеком и опытным мастером живописи, чтобы воплотить его в красках.

«Живописный язык должен быть естественным, как дыхание, адекватным твоему замыслу», – написал Орлов в автобиографической книге «Смотрю из детства». А замысел его – живописью защитить наш прекрасный мир от разрушения – с точки знания, мягко говоря, наивен, но с точки искусства – совершенно необходим, поскольку гармония извечно противостоит хаосу. Игорь Михайлович Орлов – единственный известный нам живописец, который не только осознанно ставит в своем творчестве задачу з а щ и т ы красоты, но и решает ее художественными средствами.

Стремясь к этой высокой цели художник до предела возможного уплотняет живописную ткань, укрепляя ею непрочную ткань бытия. В его полотнах нет ничего призрачного и легкого, даже небо написано плотно, а свет от абажура или луч солнца почти осязаемы. Земля и небо максимально сближены в тоне так, что одно естественно перетекает в другое. Красочный слой густой, фактурный до такой степени, что некоторые детали буквально вылеплены. Эта система живописных приемов делает изображение необычно весомым, осязаемым, придает ему убедительность реально существующего.

Образный строй Орлова вначале вызывает некоторое недоумение, как встреча с человеком совершенно точно знакомым, но очень давно, и сразу не вспомнить, кто такой и где встречались. Где и когда мы видели ги-гантских стрекоз величиной с вертолет, подсолнух ростом с многоэтажный дом, летающие острова, крохотные до-мики, деревья с листок и листья с дерево? Нигде не видели, но когда – в детстве – мы все это в о о б р а ж а л и, мы были великанами, переступающими через дома; мы были «малюсенькими», как муравьи, и путешествовали в траве, как в джунглях; мы летали, как бабочки, и обживали облака… Мир не только не сопротивлялся нам, но с удовольствием подчинялся нашей радостной фантазии. Живописный мир Орлова не в ы д у м а н н ы й, это не «гомункул», произведенный тщеславной образной алхимией, он в о о б р а ж а е м ы й, созданный в прекрасных образах видимого мира бережно, с большой любовью и восхищением его красотой. Здесь царит истинная свобода – не та, что единственно возможна в нашем мире и жестко обусловлена необходимостью, а совершенная свобода любви, которая творит чудеса. Любовь преображает безжалостное время, и оно в картинах Орлова становится добрым и щедрым: позволяет одновременно существовать истории и современности, всем временам года и всему времени дня. Со временем меняется пространство – исчезают все границы и преграды, и можно единомоментно находиться в доме и в саду, на проселочной дороге и в небе, на Земле и в космосе. С пространством меняется мера – малое переходит в большое, а большое – в малое, как вдох в выдох. И только одно остается неизменным – красота, верное свидетельство присутствия в мире его Творца… Здесь воображение переходит в знание о таинственном «мире горнем» – родине нашей души, куда неизбежно возвратится она, завершив земной путь и расставшись с телом.

Искусство по природе своей сакрально, это сотворчество человека и Господа в преумножении красоты, и живопись как искусство начинается с призвания – с д а р а человеку обостренно, всем своим существом воспринимать Божественную красоту мира и бесконечно восхищаться ею. Этот дар проявляется в раннем детстве и не дает покоя одаренному всю жизнь, требуя воплощения в красках. О таинственном, глубоко личном, сокровенном процессе – становлении живописца – с потрясающей откровенностью и простотой рассказал Игорь Михайлович Орлов в своей книге. Его творчество также чистосердечно открывает нам погребенную под столетним слоем искусствоведческих «исследований» истину – живопись может быть только реалистической, поскольку в основе ее восхищение художника совершенным образом созданного Богом мира, воспринимаемого во всем богатстве цвета и формы.

Это восхищение, в зависимости от темперамента и характера художника, может иметь в живописи бесконечное множество качественных оттенков: от медитативно-созерцательного до активно-деятельного, как у Ор-лова, но все они обязательно романтичны, то есть имеют яркую эмоциональную окраску, что называется, «прочувствованы сердцем». Любовь к миру и тревога за его судьбу так ясно и сильно выражены в полотнах мастера, что передаются зрителю помимо его воли и сознания – настолько высок их эмоциональный накал: от отчаяния («Ураган», 1990; серия «Предчувствие», 1991; «Вознесение», 1991) до восторга («Цветы для Байнево», 1990). Открытость художника в своем страхе и радости почти исповедальна и поначалу приводит в смущение привыкшего скрывать свои чувства зрителя, но именно она пробивает брешь в «панцире» невосприимчивости и ра-ционализма. Очень скоро мы начинаем сопереживать – вместе с ним молиться о спокойствии нашей земли, восторгаться ее красотой и ужасаться возможности ее гибели.

Так стремителен путь мастера к нашему сердцу еще и потому, что живопись Игоря Михайловича Орлова замечательно традиционна, в ней особенно отчетливо проявляется характерная для романтического реализма особая, вневременная связь между живописцами не только разных поколений, но и разных культур. Творчество его совершенно естественно существует в мировой живописной традиции, частью которой является романтический реализм. Взаимоотношения Орлова с Лорреном («Воспоминания о Лоррене», «Связь времен. Лоррен», 1994) и Рублевым («Воспоминания о Рублеве», 1986) не умозрительны и ни в коем случае не являются цитированием. Между ними связь высшего порядка, трудно поддающаяся рациональному анализу. Аналог ее можно найти только в церкви – духовная общность неподвластна времени, и Сергий Радонежский так же близок нам, как и его современникам, и многим поколениям до нас. Романтиков реализма объединяют не стилистические или формальные особенности, их объединяет о т н о ш е н и е к живописи как с л у ж е н и ю к р а с о т е. При этом во всем, что касается живописного языка, они абсолютно свободны, в их распоряжении неисчислимые богатства многовековой живописной реалистической традиции.

Насколько плодотворен в искусстве романтический реализм, можно судить по творчеству Игоря Ми-хайловича Орлова. Его живопись традиционна и ярко индивидуальна одновременно. В ней воплощено глубокое знание главного закона мироздания – закона гармонии, это знание позволяет мастеру откровенно го-ворить с нами о том, что его волнует: о непреходящей красоте мира, ее силе и беззащитности, о нашем долге хранить и защищать образ Божий от разрушения не только вовне, но, самое главное, в нас самих, потому что именно способность в и д е т ь красоту приближает человека к Господу. Эта способность сама по себе яв-ляется настолько грандиозной созидательной силой, что «однажды увиденное не может быть возвращено в хаос никогда» (В.Набоков. "Другие берега").

Л.В. Цыплакова

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.(Материал был опубликован в газете "Мир живописи".№12.2008)

Беседы об искусстве
Ирина Старженецкая. Цвет животворящий.Людмила и Александр Цыплаковы.Жур-л "Диалог искусств".04.2010
Война и мир Алексея Жабского.Альбом.А.Жабский."Тихая жизнь"; Still life(2010)Л.Цыплакова,А.Цыплаков
Аркадий Пластов:ученик и учитель. Татьяна Пластова. Журнал "Русское искусство". II/2010
Письма Аркадия Пластова из сборника «Художник и современность».
От этюда к картине. Аркадий Пластов.
Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика.
"Искусство в меняющемся мире". Наталья Аникина. Газета "Московский художник". №11-12.2009
Об особенностях экспозиций выставок «Романтики реализма». Александра Юферова
«Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» . Александр Цыплаков
О "Роли проекта «Романтики реализма» в культурной жизни современной России". Виктор Калашников
О "Природе русского реализма". Сергей Гавриляченко
«О теории «подражания» Платона». Виктор Арсланов
«О романтическом реализме». Людмила Цыплакова
«История проекта «Романтики реализма», его задачи и перспективы». Анастасия Цыплакова
"Ритмический вальс". Алексей Александрович Жабский
"Победа". Алексей Александрович Жабский
"Орел". Алексей Александрович Жабский. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».