English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Беседы об искусстве / А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова

А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился в самом конце XIX века - золотого века русской культуры, накануне века серебряного, ее закатного, ностальгического, прощального отблеска перед неизбежностью грядущих перемен и катастроф... Он пришел в мир еще при жизни Толстого, Чехова, Левитана, Сурикова, Серова, Врубеля - своих будущих учителей жизни и кумиров в искусстве. Может быть, поэтому та невидимая животворная связующая нить, называемая традицией, вопреки всему протянулась в его творчестве до последней четверти двадцатого века. Его родная Симбирская земля, давшая России немало блистательных имен, среди которых Карамзин, Гончаров, Языков, была неисчислимо богата святынями, храмами, усадьбами...

Дед и прадед Пластова были иконописцами. По проекту Григория Пластова, деда художника, построен храм в Прислонихе, в том селе, где суждено было родиться будущему художнику. Именно в храме, глядя на работу иконописцев, подновлявших дедовы росписи, он выбрал свой жизненный путь. «Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь крылатый красавец-гигант в хламиде цвета огня, и мое потрясенное сердце сжимали спазмы неизъяснимого восторга, сладостного ужаса. Тут же я тогда взял с отца слово, что он купит вот таких же порошков, и я натру себе этих красных, синих, золотых, огненных красок, а дальше буду живописцем и никем больше»...

Образы Родины и народа органично вошли в его сознание еще в детстве и слились с наследием великих художественных традиций русского искусства, став незыблемой основой его творчества.

«На первых порах меня особенно поразили васнецовские берендеи, богатыри, суриковские стрельцы и Ермак. Сестры мои были замужем за мужиками, и вот все эти сватья и шабры, степенные мужики с нашей улицы, давнишние замшелые старики и твердые, плотные, как воротные столбы, середнячки глядели на меня с этих полотен, как живые, давным-давно знакомые. И с тех пор более ничего не хочется писать, как только этот, бесконечно дорогой для меня, как себя помню деревенский мир. С этого времени я стал без конца изображать всяких богатырей, домовых в конюшнях, лошадок, богомолок репинского «Крестного хода», уголки, какие научили видеть Серов и Левитан... Чем больше я знакомился с вещами передвижников, а потом Серова, Врубеля, тем более и более укреплялся в своей любви к деревенской природе и ее обитателям, к их труду, горестям и радостям, ко всему их быту, нравам, навыку».

По воле родителей Пластов получил православное образование в Симбирском духовном училище, а затем в семинарии. Но священником он не стал. Рано проявившаяся художественная одаренность, уроки у замечательного симбирского художника-акварелиста Д.И.Архангельского,  художественная атмосфера провинциального Симбирска, до которого докатывались волны бурной творческой жизни Москвы и Петербурга, окончательно определили его дальнейший жизненный путь. Получив благословение своих духовных наставников послужить Отечеству как художник, и деньги меценатов из числа губернской знати, он едет в Москву держать экзамен в Училище живописи, ваяния и зодчества.

У него были великолепные учителя: С. Волнухин, Л. Пастернак, Ф. Федоровский, А. Корин, А. Васнецов, А. Архипов, А.Степанов. Общение с этими мастерами, олицетворявшими живую традицию русского изобразительного искусства, несомненно, было очень важным для молодого художника. Но главной школой для него была Третьяковка, Щукинская галерея, выставки «Мира искусства», блистательное созвездие художников: Серова, Репина, Врубеля, Сурикова, Борисова-Мусатова, Коровина... «Вот я с глазу на глаз с богами и чудотворцами. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания, это блаженство, от которого я, крепкий как жила, парень в 19 лет задыхался и еле стоял на ногах. Выразить ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев».

Духовное образование, с детства воспринятая православная культура и гуманитарная образованность сформировали его как личность, помогли сохранить себя и осуществить свое предназначение в самые драматические моменты жизни. Христианское мировоззрение, восторг и благоговение перед величием созданного Богом определили и его творческий метод художника - изображать мир в тех формах, в которых явил его нам Создатель. Это и будет с ним всю его жизнь.

«Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэт фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, шитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять в который раз все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих зданий, и нам ничего не сделать, если не следовать эти единственными тропами к прекрасному».

Библейские мотивы, знание порядка церковной службы и любовь к православным праздникам станут для художника естественным источником многих сюжетов и композиций.

Прирожденный живописец Пластов учился в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении, желая изучить скульптуру «наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное представление о форме». Спустя годы он писал в пояснительной записке к одному из своих скульптурных проектов: «Подобно тому, как музыка или литература действует без слов, так и скульптура еще до словесного объяснения, своими формами, архитектоникой масс и ритмом линий должна возбуждать в зрителе соответствующее идеологическому намерению настроение. Иначе на кой черт убивать уйму денег, когда такое могучее средство воздействия на душу зрителя как художественная форма, будет в пренебрежении, и останется одна словесность признания факта постановки памятника, недостаточно воздействующая без громового рупора скульптурного искусства».

В пятидесятые годы в письме к скульптору М. Мануйлову он писал: «Памятник - это не скульптура и не архитектура, механически соединенные и сплошь и рядом являющие собой нелепейшие из чудовищ человеческой фантазии. Настоящий памятник - это некое произведение архитектурно-пластического искусства, музыка чистых форм, где архитектура, очищенная от утилитаризма, сочетаясь со скульптурой, достигающей здесь в этом союзе предела своей выразительности, дают образ предельной мощи и впечатляемости». В живописных работах Пластов па протяжении всей своей жизни мыслил как скульптор. Точность рисунка и «скульптурная» живопись его портретов, особая объемность живописной кладки картин тому свидетельство.

Работа над совершенством формы станет главным творческим принципом мастера. Более десяти лет целенаправленной, уединенной работы в деревне, совпавшие с послереволюционными годами, когда, как ему казалось, для него не было места в столичной художественной жизни, отшлифовали его талант, помогли осмыслить то, что получил он от своих учителей. Первые картины Пластова, появившиеся на выставках в середине 30-х годов, сразу поставили его имя в ряд первых живописцев страны. Этому невероятному взлету ничего не могло помешать - ни пожар в Прислонихе, уничтоживший почти все написание до 1931 года, ни отсутствие работы, дома и мастерской.

«Мне кажется сейчас, - писал художник в 1935 году,что близок час в моей судьбе, какой бывает в весеннюю пору на плотине. На тугом и могучем хребте вешних вод раздаются в стороны тусклые лохмотья льда. Никто отныне грязной ступней не дерзнет осквернить набухающую силой и вольностью ожившую стихию. Безмолвно и сурово наступает она на преграды. Торопливо и услужливо поднимают затворы, и вот уже и грохот, и рев, и гул, мелькание и пена безумной исполинской силы, внезапно обретшей выход в пространство... Я сейчас с особой силой ощущаю в себе брожение вот этой дикой стихийной силы, потребность как-то физически  это выразить. Не неистовой техникой, сюжетом, где плоть человеческая была бы показана со всем своим угаром, в предельной напряженности и правде. Мне мерещатся формы и краски, насыщенные страстью и яростью, чтобы рядом со всей слащавой благопристойностью они ревели и вопили бы истошными голосами».

Этой живописной мощью наполнены работы тридцатых годов, где сюжет, как повод, полностью исчерпывается живописным содержанием. К юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» Пластов пишет картину «Купание коней», наполненную опьяняющей силой жизни: обнаженные мужские фигуры, искрящиеся крупы коней скомпонованы в сверкающей стихии воды и солнца, рефлексах, тенях и бликах.

Картина «Колхозный праздник» (авторское название «Праздник урожая») была задумана как групповой портрет русского крестьянства в изобилии типов, ракурсов, локальных композиционных и цветовых решений. «Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи, и было забавно даже при длительном рассмотрении», - писал Пластов. Натюрморты изобилия, никак не соответствующие полуголодной жизни тогдашней деревни, - это изобилие земных даров, то, что могла и может дать его родная земля, жизнеутверждающее торжество живописной правды над уничтожающей ее реальностью. И как символ этой реальности - водруженный сверху портрет вождя. Художнику предписывалось поместить портреты всего политбюро, что, конечно же, погубило бы картину в художественном отношении. И тогда Пластов сказал: «Будет один, и пусть попробуют сказать, что его недостаточно!»

Пластов всегда жил жизнью своего народа. И тогда, когда на правах самого грамотного человека на селе стал на многие годы для своих односельчан защитником, ходатаем, советчиком и утешителем перед безжалостной силой нового порядка в послереволюционные годы, и тогда, когда писал последний портрет русского крестьянства, этого сходящего с исторической сцены станового хребта государства российского.

Великую Отечественную он воспринял, как воспринимали русские люди с древнейших времен нашествие неприятеля - как величайшую народную беду и как тяжелое общее дело. «...Шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную, безгрешную жизнь, ни в чем не повинную, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос... Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье»...

Картина «Немец пролетел» потрясала и будет потрясать удивительным, почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны - смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав, где решался вопрос об открытии второго фронта.
Гимном народу-победителю стали картины 1945 года «Сенокос» и «Жатва».

«Передо мной возникла та упрямая несгибаемая Русь, - напишет он о «Жатве», - которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу».

В «Сенокосе» художник создает аллегорию бесконечного лета, радости, счастья, бросает все цветы своей родины к ногам победителей. «Радуйся... каждому листочку радуйся - смерть кончилась, началась жизнь...»

Подобно мастерам Возрождения, Пластов был художником-универсалом. Не было, пожалуй, в художественном ремесле отрасли, в которой бы он не проявил себя. В голодные двадцатые годы он зарабатывал на жизнь сельскохозяйственными плакатами, и достиг в этом совершенства. На протяжении всей свой жизни он иллюстрировал произведения русских классиков, находя, быть может, единственную возможность выразить себя свободно. «Я через Чехова пытаюсь закрепить на бумаге без всякого вольного и невольного приспособленчества, открыто по душам, как говорится, по совести, не лукавя, все, что я видел, знал и любил с детства, и вижу, знаю и люблю до сего времени. Для меня Чехов обаятелен и неисчерпаем, как сама жизнь, и я не в силах противиться потребности воочию показать по мере сил своих ту абсолютную правду жизни, ту необыкновенную святую правду искренности, с какой Чехов искал эту правду всю жизнь, и в чем он так сходен с Пушкиным и Толстым, и что пленяет неодолимо».

Вслед за Пушкиным Пластов идет в постижении исторической и художественной правды эпохальных событий народной жизни. Еще в двадцатые годы, пережив смятение и ужас гражданской войны, бунты притесняемого крестьянства и их жестокое подавление - этой безжалостной диалектики братоубийства и разорения страны, - он задумывает картину о пугачевском восстании. Картины «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» воплощались в эскизы и композиции на протяжении всей его жизни. Именно для этой картины создавались известные сегодня портреты мужиков. «Все неисчислимые подробности про пугачевский бунт полны остроты и глубокого интереса для меня даже при беглом и стремительном просмотре. Я все думаю, что, перебирая все, что гений Пушкина счел нужным пересмотреть, прежде чем начать историю пугачевского бунта, я уразумею больше и ярче то, что мне хочется сыскать в этой грозной и смутной эпопее». (Из письма).

Художественные традиции, воспринятые и отраженные в творчестве Пластова, разнообразны. Его учителями были Тициан, Веронезе, Франц Хальс, Гойя, Милле, импрессионисты. Уже не молодым человеком впервые приехав в Италию, потрясенный ее бессмертными, бесчисленными сокровищами, он писал: «Такое буйное цветение, такое клокотание сил и чистоты в эпоху Возрождения нам трудно даже сейчас признать существовавшими - так далеко мы ушли в рассудочную деятельность. И все это время было стыдно и больно смотреть в глаза этим гениальным праведникам, неутомимым работникам, не замутившим свое светоносное искусство ни единой каплей пошлости или нудной ненужности».

Сознавая свое высокое предназначение художника, Пластов оставался верным ему всю свою жизнь: «Видимо я до старости буду чувствовать и глубоко волноваться, как в дни юности благоуханным дыханием искусства, в чем бы и у кого это не проявлялось. И едва душа у меня почувствует это тонкое, ароматное веяние прекрасного, ей Богу, я делаюсь сам не свой, становлюсь порывист, точно мне семнадцать лет, и будто у меня впереди вся жизнь, и мне скоро-скоро придется увидеть Третьяковку, Москву, Василия Блаженного, Царь-колокол, Иверскую... - всю Русь, родную, великую, несокрушимую...»

Т. Пластова, кандидат филологических наук


Беседы об искусстве
Ирина Старженецкая. Цвет животворящий.Людмила и Александр Цыплаковы.Жур-л "Диалог искусств".04.2010
Война и мир Алексея Жабского.Альбом.А.Жабский."Тихая жизнь"; Still life(2010)Л.Цыплакова,А.Цыплаков
Аркадий Пластов:ученик и учитель. Татьяна Пластова. Журнал "Русское искусство". II/2010
Письма Аркадия Пластова из сборника «Художник и современность».
От этюда к картине. Аркадий Пластов.
Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика.
"Искусство в меняющемся мире". Наталья Аникина. Газета "Московский художник". №11-12.2009
Об особенностях экспозиций выставок «Романтики реализма». Александра Юферова
«Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» . Александр Цыплаков
О "Роли проекта «Романтики реализма» в культурной жизни современной России". Виктор Калашников
О "Природе русского реализма". Сергей Гавриляченко
«О теории «подражания» Платона». Виктор Арсланов
«О романтическом реализме». Людмила Цыплакова
«История проекта «Романтики реализма», его задачи и перспективы». Анастасия Цыплакова
"Ритмический вальс". Алексей Александрович Жабский
"Победа". Алексей Александрович Жабский
"Орел". Алексей Александрович Жабский. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».