English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Беседы об искусстве / Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника

Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника

21 декабря в Центральном доме художника на Крымском Валу был представлен выставочный проект «Романтики реализма». В едином выставочном пространстве объединены персональные выставки 14-ти известных российских художников, ярких представителей «московской школы живописи».

Выставка «Романтики реализма» состоялась благодаря инициативе галереи АРТ ПРИМА. По словам организаторов, концепция проекта является логическим продолжением выставки «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, февраль 2007), которая показала преемственность художественной традиции и высокий уровень мастерства современных живописцев. Как отметила директор галереи Анастасия Цыплакова, выставка «Романтики реализма» ставит перед собой задачу возвращения в культурную жизнь современной России глубокого и чистого течения «романтического реализма». Лишенный, к счастью, внимания советских идеологов, «романтический реализм» был единственным направлением в изобразительном искусстве России XX века, в котором сохранилась живопись как таковая, как высокое искусство, незамутненное политикой и коммерцией.

Это направление зародилось в кругу художников близких А.Саврасову, полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ-ом веке развивалось в «московской школе живописи». Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка,  вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма, с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как  таинству служения  красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля».

О подготовке выставки рассказывает Александр Васильевич Цыплаков, живописец, Член Московского Товарищества Живописцев (МСХ), Союза Художников России и арт-директор галереи АРТ ПРИМА:

-- Нам хотелось показать во всей чистоте линию русского изобразительного искусства, русскую живопись, идущую своими корнями, своей традицией от Саврасова и Венецианова. Современные художники сохранили традицию служения живописи, очень искреннего, взволнованного, трепетного отношения к мастерству, наследию старых мастеров, наставников, учителей. Тем не менее, они сами сложились, сформировались и в состоянии выразить в своем творчестве любовь к России, отношение к окружающему миру и каждому из вас в том числе. Потому что русский человек, гражданин России – это главная фигура и главный персонаж в творчестве любого художника. Нам хотелось показать саму живопись как искусство, пронесенное через это время и сохраненное в творчестве современных нам художников. Эти художники живы, они полны сил, творят и работают для того, чтобы радовать вас и для того, чтобы участвовать в этих выставках. Мы занимались подготовкой этой выставки около 2-х лет, а последние 6-7 месяцев мы напряженно работали над изданием альбома «Романтики реализма», где представлено творчество 14 художников. Для нас это не окончательная работа, мы будем публиковать и работать с творчеством старших мастеров, потому что многие из них тоже романтики реализма; с мастерами, которые, так или иначе, участвовали в выставках этого объединения. Работая над экспозицией выставки, становилось ясно, что мы имеем дело с культурным достоянием, с произведениями искусства, которые на самом деле могут украсить значительный, серьезный музей современного искусства. И мы хотели именно эту мысль донести до вашего строгого знающего взгляда.

Народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Андреевич Бичуков в своем выступлении на открытии выставки подчеркнул непреходящее значение «московской школы живописи». Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи. Все они «возрастали» годами, впитывая и глубоко переживая опыт предшественников, каждый прошел свой путь личностного и профессионального становления и в результате естественным образом обрел ему одному присущее, легко узнаваемое «лицо».

Народный художник России, Член-корреспондент Российской Академии Художеств Владимир Вячеславович Щербаков рассказал об истории создания группы художников «Романтики реализма»:

-- На протяжении многих лет, начиная с 1974 года, складывалась группа художников. Они учились вместе в художественной школе, и потом по жизни пошли вместе. Объединяла их всех любовь к своей земле, высокое отношение к мастерству, духовное начало. Прошла серия  выставок этих художников, группа немножко уменьшалась, приходили новые люди, но она все равно существовала. На протяжении большого количества лет объединяло всех единое устремление в области изобразительного искусства. Перед выставками мы ходили по мастерским друг друга и по-человечески, по-дружески обсуждали то, что хотели показать. Как ни поразительно, критерии, которые рождались у всех вместе, совпадали с мнением автора. Я думаю, что именно то, что мы шли по жизни в едином коллективе, дало очень большой результат. Наивысшим проявлением всего того, что было до сих пор, является выставка «Романтики реализма».

Выступивший на открытии Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Виктор Иванович Иванов высоко мастерство группы художников:

-- Мы старшие видели в этой группе поддержку, это последователи, борцы за русское искусство. Из выставки в выставку они объявляют веру в искусство, нашим традициям. Все талантливые, все мастера, прекрасные художники. То, что они продолжают объединяться, вместе работать, это дает ощущение перспективности, что будет наше искусство продолжаться. Сейчас время, когда наша культура погружается в маразм, где нет человеческого, ни чувства, ничего. Одно безобразие поддерживается самой высокой властью. А это защитники русского искусства!


Расположенные рядом собрания картин «романтиков реализма» не спорят друг с другом, а взаимно выявляют достоинства живописи. Перед зрителем предстают изысканные по цветовому и тональному строю пейзажи Н.Федосова и В.Забелина; трепетная любовь к природе средней России наполняет полотна В.Щербакова, В.Страхова и М.Абакумова; особая тонкость в передаче душевных состояний человека характерна для В.Телина, Н.Зайцева и В.Полотнова; созвучие неба и земли находит неожиданные образные решения в творчестве И.Орлова. Архитектура, как пространственно-временной феномен, объединяющий прошлое и настоящее, - тема циклов работ А.Суховецкого и Ю.Грищенко; размышления об исторической судьбе России в небольших по размеру, но высоких по эмоциональному накалу в произведениях С.Гавриляченко; энергия и вечная красота Москвы в городских пейзажах Г.Пасько и А.Цыплакова – вызывают редкое в наше время чувство эстетического наслаждения.

Василий Иосифович Перфильев высоко оценил музейное качество экспозиции и ценность искусства художников группы:

-- Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что перед вами стоят классики, реальные классики. Я представляю федеральное агентство по культуре и кинематографии – официальную организацию, которая их официально не поддерживает: денег нет. Но мы понимаем их значимость, понимаем что они делают, понимаем ценность искусства. Эти люди действительно создали историю искусства государства российского, они ее продолжают на высочайшем уровне и это надо ценить и хранить. Эта живопись на уровне Сурикова и Репина, они продолжают ту школу, которая была. Это не просто пиар банка,  это поддержка. А кто Репина поддерживал? Не только царь. Вот на это я считаю надо обратить обязательно  внимание: на качество работ и на ту продуктивность той духовной силы, которой эти люди нас реально поддерживают.

Живопись романтиков реализма возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания понятие об искусстве, как служении красоте.  Она ярко эмоциональна, в ней присутствуют музыкальность и поэтическое настроение, высокое чувство любви к Родине, именно поэтому она сразу нашла отклик в сердце зрителя и вызвала у него ответное живое чувство. Книга отзывов выставки полна восторженных откликов, и это не удивительно, так как современному человеку недостает качественного искусства, наполненного глубоким духовно-нравственным содержанием.

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Ирина Старженецкая. Цвет животворящий.Людмила и Александр Цыплаковы.Жур-л "Диалог искусств".04.2010
Война и мир Алексея Жабского.Альбом.А.Жабский."Тихая жизнь"; Still life(2010)Л.Цыплакова,А.Цыплаков
Аркадий Пластов:ученик и учитель. Татьяна Пластова. Журнал "Русское искусство". II/2010
Письма Аркадия Пластова из сборника «Художник и современность».
От этюда к картине. Аркадий Пластов.
Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика.
"Искусство в меняющемся мире". Наталья Аникина. Газета "Московский художник". №11-12.2009
Об особенностях экспозиций выставок «Романтики реализма». Александра Юферова
«Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» . Александр Цыплаков
О "Роли проекта «Романтики реализма» в культурной жизни современной России". Виктор Калашников
О "Природе русского реализма". Сергей Гавриляченко
«О теории «подражания» Платона». Виктор Арсланов
«О романтическом реализме». Людмила Цыплакова
«История проекта «Романтики реализма», его задачи и перспективы». Анастасия Цыплакова
"Ритмический вальс". Алексей Александрович Жабский
"Победа". Алексей Александрович Жабский
"Орел". Алексей Александрович Жабский. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».