English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09

Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09

Всякое значительное явление многолико и изменчиво. Оно актуально в различных пространствах. Время открывает в нем новые смыслы. Оно меняется, оставаясь собой, сохраняя свою сущность. И в этом обретает неодолимость. Замечательный искусствовед Павел Павлович Муратов с горечью писал в 1920-х годах, что «тональной европейской живописи, живописи валёра … пришёл конец». Основания для такого пессимизма были – слишком активным представлялось наступление нетрадиционных форм искусства, но прошли десятилетия, и стало ясно, что классическая живопись обрела полнозвучное продолжение в творчестве мастеров новых поколений, обогатившись новым опытом.

Творческая судьба художника Геннадия Ивановича Пасько стала ярким примером восхождения к вершинам колоризма, к совершенству гармонии тонального строя живописи. Он родился в Сухуми, вырос в Батуми, в краю  сочных красок, пышной природы. И эти детские впечатления совокупно с годами ученичества, со временем общения с коллегами, позволили ему занять своё заметное место в ряду живописцев.

Профессиональное образование Геннадий начал в студии, продолжил в художественной школе. Работа с натуры привила ему умение видеть красоту мотива, причём любого, даже случайного, ведь для человека, живущего в таком благодатном крае, нет неинтересных «постановок природы». Живя и учась в портовом городе, чаще всего он видел и писал пристань, причал, корабли и лодки. Прибрежные мотивы с лодочками и судами стали одной из первых освоенных тем юного художника. Они же и влекли его в другие города – романтика моря волновала воображение, Геннадий мечтал уехать в Москву, поступить в художественный институт.

Учился Пасько в текстильном институте, в котором на первое место всегда ставились декоративные качества, как живописных работ, так и создаваемых руками предметов, призванных зачастую формировать настроение всей среды. Этой задаче часто подчинялись и учебные задания на факультете прикладного искусства. Натюрморты ставились богатые: яркие драпировки, сложные по форме и фактуре предметы, форсированные, часто контрастные цвета сталкивались в композициях. Это не самая простая задача – предельно «разноголосую» постановку решить гармонично в цвете, собрать её в тоне. Так студентов приучали выделять акценты и «роднить» контрастные цветосочетания.

Способности студента Пасько, его яркую чисто живописную одаренность в институте преподаватели рассмотрели сразу. Блестящие художники Ф.В. Антонов, А.М. Дубинчик, В.В. Почиталов поддерживали стремление студента к постижению законов живописной композиции, принципов натурного письма. В.В. Почиталов, ученик  А.В. Шевченко, в свою очередь занимавшегося у А. Дерена, открыл Геннадию глубину поисков и открытий искусства начала ХХ века. Активное творческое начало, образная глубина работ Пасько привели к тому, что были даже сомнения, нужен ли такой студент в текстильном, поскольку опытному глазу сразу было видно –  в будущем этот начинающий художник займётся станковой живописью. Так и произошло, но не сразу. Практический опыт закреплял вкус к переосмыслению мотива.  В холстах этого периода присутствует раскладка на локальные пятна и определённая линейность рисунка, частичная оконтуренность предметов, что способствует обобщению композиции, собирает её, не давая рассыпаться на отдельные фрагменты. Из этого же ряда и присутствие в работах «миграции» цвета. Родственные  оттенки автор использует на первом, втором и дальнем плане, что также структурирует колорит. Пасько буквально воспевает оттенки. Если зачастую художники механистично стараются играть на нюансах и при помощи постепенного «разбавления» цвета и тона до состояния едва заметного отсвета колера достигают передачи свето-воздушной перспективы, то Пасько возводит оттенок в статус цвета. Даже на дальних планах делает внятными нюансы цвета и тона, добиваясь максимальной выразительности палитры. Но главным ориентиром  для Пасько всегда было стремление к образной выразительности и  чисто живописной сложности пластической идеи.

Период обучения Геннадия Ивановича пришёлся на непростое время – в творческом поиске была вся культура. В чём-то это был «триумф формы», когда многих увлекло решение чисто формальных задач, смелый эксперимент. Подстерегала на этом пути опасность забвения принципиально значимых качеств пластики и колорита ради остроты выразительности. Увлекала, например, такая тенденция, как объединение или скорее сплавление разных видов искусства в одном произведении, такой синтез изобразительных средств, когда живописное произведение отличалось высокой степенью графичности с прорисовкой контуров, активным линейным началом, подчёркнутой форсированностью касаний, с жёсткой, почти аппликативной трактовкой силуэтов. Открывавшиеся в выставочной практике и в публикациях тех лет новые имена, неопробованные особенности художественного языка сулили, казалось, неохватные возможности. Чуть ли не целое поколение на рубеже 1950-60-х годов бросилось обретать себя в пространстве от Ф. Ходлера до «Синего всадника», восприняв как открытия давно отработанные идеи. Но, пройдя этап подчинения тенденциям, Геннадий Пасько нашёл свой изобразительный язык, свой путь к живописности. И помогло ему то, что он прежде всего – ученик московской школы живописи. Московское училище живописи, ваяния и зодчества ориентировало учеников на метод идеального автора, который глубоко личностно и эмоционально проживает изображаемый сюжет. Недаром великий художник и педагог А.К. Саврасов был убеждён, что душу надо искать и в изображаемом мотиве.

Геннадий Пасько, как человек, привыкший к яркой  изобильной натуре юга, видимо не мог смириться с некоторой сдержанностью московских видов, да и всей  природы среднерусской полосы. Хотя все московские состояния очень живописны: заснеженные зимние улицы и дома, просевшие сугробы и лужицы в оттепель, тронутые золотой пылью зелени первой листвы деревца, сочная листва омытая летним ливнем, проблески красных вспышек в сентябре и удивительно яркие краски осеннего пожара крон. Сама по себе эта красота способна заворожить любого. А того, кто привык с детства видеть природу «в зените» её буйства, она подталкивала, рассматривая и запечатлевая московские виды, всегда формировать цветовые акценты. В этом смысле даже в раскладке по планам каждый из них решается как главный. Писал он и провинциальные города, большие и малые, то выстраивая перспективу улиц, то решая панораму, то запечатлевая отдельные уютные уголки.

Его живопись всегда экспрессивна и эмоциональна, цвет он берёт сочно, а мазки кладёт густо. Светотень особенно активно играет на фасадах благодаря размашистому мазку, а цветные рефлексы включают калейдоскоп оттенков всех прилежащих цветовых пятен, так, что, сохраняя конструктивность и цельность, каждый предмет вспыхивает переливами радуги. Он не боится резких композиционных решений, может весь первый план закрыть громадой тёмного здания, на среднем плане подробно прописать не менее тёмные дома, а вдалеке, в перспективе, показать светлый, почти тающий город, на фоне которого, как перед задней кулисой, протекает жизнь. Интересны и решения с направленным светом: он то пробивается в окно, то как бы выглядывает из  переулка, то распространяется от загороженной неким предметом свечи. Но почти не встретишь у Пасько открытого источника освещения. Наиболее живо и динамично прописывает художник небо, воду, снег – динамичные, по природе своей живописные мотивы. Любя солнечный свет, предпочитает дать его мерцающим, просвечивающим сквозь подвижную дымку влажного воздуха. В работах Геннадия Ивановича чувствуется и настроение, с которым создавалась картина, и состояние природы, буквально слышишь звон льдинок в лужах, чувствуешь жар раскалённого асфальта, зябнешь от порывов ветра, глядя на мечущиеся облака. Живопись уникальна тем, что, заключая даже в небольшом этюде с натуры целое художественное повествование, требующее длительного всматривания, она, тем не менее, «входит» в зрителя сразу и целиком. Этой специфике отвечает одухотворенное созерцание, которым проникнуты работы живописца.

Исток этого драгоценного состояния в глубоком постижении образа Москвы. Старый город осознается как знак национального самосознания. Но Москва у Пасько не становится музейным экспонатом или в архиве найденной схемой. Как полтораста с лишним лет назад написал поэт В.Г. Бенедиктов:

Хоть старушка, хоть седая,
А всё пламенная…

Это живой организм, изменчивый, но внутренне очень устойчивый. Полифония московской культуры требует сложного языка для своего воплощения. Не всякий язык сумеет овладеть необходимой речью. Так, Элизабет Луиз Виже-Лебрён, прибыв в Москву по повелению Павла I для написания вида с Воробьевых гор, оказалась скована открывшейся ей красотой и, бросив палитру, промолвила: «не смею…». Необходимо обрести глубоко душевный отклик, чтобы выразить образ «града сердечного», как назвал Москву Фёдор Глинка. И Пасько чувствует Москву во всей её сложности и многообразии. Но на холстах живописца она всегда близка и соразмерна человеку. Может быть, поэтому ему удаются не только панорамы и перспективы, но уютные дворики, в которых соединяются, в противоположность питерским дворам-колодцам, несколько планов, несколько зданий разных эпох, живописные детали -  покосившийся сарайчик или разросшаяся зелень у забора.

Среди многочисленных городских пейзажей с видами исторических мест и скромных уютных уголков Москвы и других русских городов, особое место занимают изображения старых улиц с невысокими строениями, старыми деревьями, церквушками. Церкви и соборы, которые выглядывают из-за крыш, венчают перспективу улиц, оживляют панорамы, величественно вздымаются над кремлёвскими стенами, – составляют целую иконографию в творчестве автора. И если в 1960-70-х годах многие художники вынуждены были смириться с запретами, и старались изображать храмовые постройки фрагментарно, часто «обезглавливали» их, срезая кресты краем рамы, то по прошествии лет золотые купола и стройные колокольни храмов, являясь неотъемлемой чертой любого русского поселения, вошли и в искусство художника Геннадия Пасько, осветив своими отблесками его творчество.

Может быть, этот свет сделал палитру художника за последние годы звучнее и насыщенней, заставив вспыхнуть всеми оттенками радуги. Открытость и непосредственность восприятия, свободные от рациональных схем, дали возможность вести разговор со зрителем ясно и взвешено, не мучаясь подбором слов, но радуясь вместе с ним совершенству мира.

Виктор Калашников, кандидат искусствоведения

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».