English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Беседы об искусстве / Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин

Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин

Игорь ОРЛОВ - явление в нашем искусстве необычное, сложное и своеобразное. В своих картинах он подчас совмещает вещи с первого взгляда несовместимые, даже противоположные друг другу, стремясь достичь единения Вселенной и земных подробностей, Космоса и бытовой повседневности. Но когда преодолеваешь неожиданность первой встречи с его живописью, постепенно начинаешь познавать ее духовные и нравственные стимулы, понимать цельность, простоту и глубину его образного мира. Художник Борис Диодоров, отмечая Игоря Орлова как "незаурядного колориста", создавшего "неповторимую орловскую палитру", сказал: "Он, как всякий серьезный художник, обращается исключительно к личному жизненному и духовному опыту и воплощает в "веховых" работах свою концептуальную систему мироздания... Он - один из тех, для которых первопричина и смысл творчества - Любовь и Гармония".

- Как зарождалась ваша система миропонимания и мироощущения?

- Ощущение красоты, гармонии и целостности мира - одно из самых ранних моих воспоминаний. Память выхватывает в далеком детстве летний день с высоким небом и белыми облаками. Я - на опушке соснового бора. На краю - сосны, небольшой овражек, поросший мягкой, шелковистой травой, прохладной и влажной. В траве у журчащего ручья - россыпь белых звездочек-цветов. Я вижу все это одновременно и чувствую себя маленькой частицей огромного прекрасного мира. Какое ощущение полноты бытия!

Из детских впечатлений и возникла мечта о гармонии, о неразрывной связи самой малой, незаметной для постороннего взгляда мелочи с огромным, беспредельным миром. Оттуда и возникает образ потока времени, который никогда не иссякнет. Поток этот омывает события далекого прошлого, а сейчас мы входим в него. Нас он передает в далекое будущее. Поиски гармонии, точнее - мечта о гармонии, ощущение непрерывности времени и стало одной из главных тем моего творчества.

- Вероятно, к ней вы пришли не сразу...

- Еще во время учебы в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, который окончил в 1960 году, я увлекся импрессионистами и постимпрессионистами. Позже обратился к сюрреализму. В этом стиле исполнены "Натюрморт с шаром", "Черемушки", а в 1967 году - сатирический "Триумф социализма". Тогда, естественно, я эту картину нигде не выставлял, за нее могли и посадить. Впервые показал ее уже в перестроечное время в Третьяковской галерее на выставке, посвященной неоавангарду. В нынешней своей манере я стал работать в конце 70-х годов.

- Как вы сами ее называете?

- Романтический, или композиционный пейзаж. Он возник отчасти под влиянием Пуссена, Лоррена. Написал цикл картин "Связь времен. Вспоминая о Лоррене", полотно "Связь времен. Вспоминая о Пуссене. Пейзаж с Полифемом". Во фрагмент этой известной картины я вписал валдайский пейзаж, как бы связав столь давнее время с настоящим.

Или - "Воспоминание о Рублеве". Его "Троицу" поместил в интерьер деревенской избы, напоминающей театральную декорацию, которая как бы уходит в реальный пейзаж. Совмещение на одном холсте несовместимых в действительности вещей дает совершенно новый, необычный и многозначный образ связи времен. В такой же манере написаны "Интерьер в ночном пейзаже", "Вечер", "Дом и небо"...

- Какие еще художники вам близки?

- Сильвестр Щедрин, Максим Воробьев, Николай Крымов. Особенно - Григорий Сорока. У меня перед глазами его пейзаж: на тихом озере в лодке сидит мальчик-рыболов. Такая благодать, спокойствие, ничем не тронутая тишина! Замечательное произведение!

- Вы назвали совершенно разных художников. Рублева и Пуссена, Сороку и Щедрина. Что общего вы находите у них, что в той или иной степени отражено в вашем творчестве?

- Поиск красоты и гармонии, созерцательность и умиротворенность, духовная уравновешенность. Они воспринимают мир с какой-то своей вершины, вне земной суеты и жизненных страстей.

- Как возник замысел картины "Поднебесье" - одного из ваших значительных произведений? Вы неоднократно к нему возвращались...

- Идея картины родилась на Валдае, куда я люблю ездить. Там я увидел пейзаж - высокое небо, гладь воды тихого озера и отраженный в ней противоположный берег. Возник образ: земля будто взвешивается в небе, в беспредельном воздушном пространстве, плывет в нем, словно в океане.

- Значит, первоначальная идея ваших композиционных произведений рождается на натуре, в реальной жизни?

- К каждой картине я делаю сто и более натурных этюдов. А пишу я их очень много - тысячи! Вот, посмотрите, все стены мастерской увешаны холстами. Они и сами по себе вполне самостоятельны, но некоторые из них со временем станут картинами со своим неповторимым образом.

Так, например, появилась картина "Подсолнухи". Я люблю в своей тверской деревне их разводить, ухаживать за ними. Однажды я увидел подсолнухи при заходящем солнце - и родился образ: толпа огнепоклонников непрерывной чередой появляется из темноты и идет к солнцу. В этом даже что-то мистическое...

- От некоторых ваших картин веет тревогой, какой-то зловещей напряженностью, страхом. Вот, скажем, триптих "Предчувствие". Уж в нем нет никакой созерцательности и умиротворения...

- Да, в триптихе есть предчувствие беды, надвигающейся катастрофы, которая в одночасье может уничтожить весь этот мир, и он исчезнет, погрузится в вечную тьму. Эти картины - предупреждение, предостережение... Поиск гармонии, чувство непрерывности времени - и постоянное, присутствующее всегда рядом предчувствие чего-то страшного, какой-то опасности. Но потом вспоминаешь далекий летний день, журчащий ручей, россыпь цветов, ветер в вершинах и белые облака над ними - и ощущение беды, катастрофы отступает. Появляется надежда. Может быть, все образуется? Ведь мир изначально так прекрасно устроен.

- Можно отнести ваши картины к так называемому актуальному искусству?

- Нет. Да и существует ли вообще такое искусство? Я назвал бы его "рыночным", если его можно таковым считать. Это термин, за которым подчас ничего нет, пустота. Он придуман под благовидным лозунгом "просвещения" зрителя для того, чтобы "уговорить" богатых людей, как правило, ничего не понимающих в искусстве, вкладывать в него большие деньги. Как в самый надежный банк, как выгодное вложение капитала. Пример тому - аукционы в Лондоне или Париже. Там выставляется, а порой и продается много таких "раскрученных" работ. Но российский зритель не готов воспринимать "актуальное" искусство и вкладывать в него свой капитал. Поэтому наши художники стремятся продавать свои картины на Западе.

- Однако на зарубежных аукционах большим успехом пользуются Айвазовский и Шишкин, которых не нужно раскручивать. Кстати, как вы относитесь к этим художникам?

- Айвазовского я не воспринимаю, хотя он - большой мастер. А Шишкина со временем чувствую ближе и ближе. Это - великий русский художник. И разумеется, никакой не натуралист, как порой его пытаются преподнести. Он прекрасно знает и понимает натуру. И он гораздо современнее, чем многие наши модные живописцы.

- Хорошо ли покупаются ваши картины?

- Пожалуй, нет. Они рассчитаны на образованного, широко мыслящего зрителя. А у моих приверженцев нет больших денег. Богатых же людей больше привлекают картины модных художников в тяжелых позолоченных рамах.

- Ваш жизненный и духовный завет?

- Я часто мысленно повторяю молитву: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне еще один день - такой неповторимо прекрасный. Господи, помоги мне славить и этот день, и этот мир, его красоту, гармонию и неповторимость.

Беседу вел Евграф КОНЧИН, газета «Культура», №22 (7430) 3 - 9 июня 2004г.

Беседы об искусстве
Ирина Старженецкая. Цвет животворящий.Людмила и Александр Цыплаковы.Жур-л "Диалог искусств".04.2010
Война и мир Алексея Жабского.Альбом.А.Жабский."Тихая жизнь"; Still life(2010)Л.Цыплакова,А.Цыплаков
Аркадий Пластов:ученик и учитель. Татьяна Пластова. Журнал "Русское искусство". II/2010
Письма Аркадия Пластова из сборника «Художник и современность».
От этюда к картине. Аркадий Пластов.
Пространство Анатолия Кузнецова. Живопись и графика.
"Искусство в меняющемся мире". Наталья Аникина. Газета "Московский художник". №11-12.2009
Об особенностях экспозиций выставок «Романтики реализма». Александра Юферова
«Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» . Александр Цыплаков
О "Роли проекта «Романтики реализма» в культурной жизни современной России". Виктор Калашников
О "Природе русского реализма". Сергей Гавриляченко
«О теории «подражания» Платона». Виктор Арсланов
«О романтическом реализме». Людмила Цыплакова
«История проекта «Романтики реализма», его задачи и перспективы». Анастасия Цыплакова
"Ритмический вальс". Алексей Александрович Жабский
"Победа". Алексей Александрович Жабский
"Орел". Алексей Александрович Жабский. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».