English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская

Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская

С 14 февраля по 5 марта 2006 года в залах Российской академии художеств проходила персональная выставка народного художника России, вице-президента РАХ, лауреата Государственных премий Е.И.Зверькова. Она была приурочена к 85-летию Ефрема Ивановича. Несмотря на сравнительно небольшое количество экспонируемых работ, они наглядно показали развитие творческой манеры Зверькова, его поиски и открытия.

Зверьков относится к числу тех отечественных мастеров, юность которых совпала с кровопролитной войной. Страдания и тяготы, выпавшие на долю народа, заставили с особой обостренностью ценить незаметные на первый взгляд житейские радости, которые составляют основу человеческого счастья. Созерцание скромной красоты родной природы, раздолья широких просторов, сознание, что их более не уродуют воронки от снарядов и бомб, вывели пейзаж в приоритетный жанр творчества художника, в памяти которого живы впечатления детства, проведенного в деревне, когда поля, луга, леса были неотъемлемой частью существования.

Будущий живописец родился в многодетной семье в Тверской губернии. Жили трудно, бедно, но отец, хотя имел всего четыре класса образования, много читал и привил этот интерес детям.

Когда мальчик пошел в школу, усвоенная им жажда знаний помогла естественно и органично войти в новый круг общения, найти точки соприкосновения с интересами других детей. Постигая школьные премудрости, Зверьков прикоснулся и к русской культуре. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя искусству.

Став в 1947 году студентом Суриковского института. Зверьков глубоко вникал в тонкости живописного мастерства, рисунка и композиции. В большой степени этому способствовали добрые отношения, которые складывались у него с преподавателями, например с П.В.Мальковым, В.Г.Цыплаковым, А.М.Грицаем. Огромную роль сыграло знакомство с замечательным отечественным мастером А.А.Пластовым, кого художник считает фактическим руководителем своей дипломной работы.

Обращение к сюжетно-тематической картине было естественным в 1950-е годы. Этот жанр тогда считался основополагающим в изобразительном искусстве. Однако мастер решает проблемы пленэре, пишет пейзажные этюды, и постепенно именно пейзажная линия становится приоритетной в его творчестве.

Зверьков любит широкие просторы, панорамный охват. У него практически нет картин, где точка зрения сверху позволяла бы пристально вглядываться в маленький уголок природы. Напротив, ему присущ широкий взгляд, но его произведения не воспринимаются кадром, выхваченным из жизни, они всегда точно и строго композиционно выверены. Великолепно и колористическое чутье мастера: он умеет точно подобрать палитру цветов, его картины говорят языком живописи, а не литературы.

В конце 1960-х годов становится заметной тяга мастера к элегичным, умиротворенным мотивам. Все чаще он обращается к решению чисто живописных проблем, более тонко разрабатывает цвет, изучая неисчерпаемое богатство оттенков. Мазок становится мельче, обретает легкость, почти прозрачность. Тихая эмоциональность, своего рода певучесть пейзажей, пробуждающих в душе зрителя ответное сопереживание, становятся ведущей нотой искусства Зверькова. Произведения художника обладают удивительным свойством: они понятны с первого взгляда, но если задержаться перед ними, начинаешь проникаться всей глубиной чувства живописца, неоднозначностью его замысла, опоэтизированного искренней любовью к родному краю.

Владение передачей световоздушной среды, ее взаимодействия с цветом – важная составляющая творчества мастера. Ему присуще умение запечатлеть неуловимую игру света и тени, легкую вибрацию воздуха, смягчающего тона даже самого яркого летнего дня.

С годами стало труднее выезжать на природу, живописец часто работает в мастерской,  и неоценимую помощь оказывает накопленный прежде материал. Однако произведения последнего времени так же искренни, ясны, возвышенны, поэтичны и чисты, о чем свидетельствуют работы, представленные на выставке.

Искусство художника учит нас любить и понимать природу, Россию, Родину ненавязчиво, исподволь, но глубоко и искренне, как это присуще самому Е.И.Зверькову.

Анна Сопоцинская, журнал «Третьяковская галерея», №2 2006

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».