Russian
«There exist many painterly manners. However, it is not the manner that matters, but the ability to see beauty» (Alexei Savrasov, the painter)
Late 19th - early 20th centuries
The 20th century
Late 20th - early 21st centuries
About the Gallery
Collection
Painters
Exhibitions
Books
Art Discussions
Contact Us

Home / Беседы об искусстве / Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев

Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев

1 февраля 2006 года исполнилось 85 лет народному художнику СССР Ефрему Зверькову. 30 января, в преддверии юбилея, в Тверской областной картинной галерее состоялась встреча художника с представителями средств массовой информации.

Ефрем Иванович Зверьков хорошо известен не только в России, но и за рубежом, где его называют "русским импрессионистом". Работы Е.И. Зверькова представлены в крупнейших отечественных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тверской областной картинной галерее, во многих других художественных музеях нашей страны, в музейных, корпоративных и частных коллекциях Франции, Италии, Германии, Швеции, Болгарии, Китая, Японии, США.

Наш земляк Ефрем Зверьков родился в 1921 году в деревне Нестерово Емельяновского уезда (Старицкого района) Тверской губернии, в многодетной крестьянской семье. Кстати, дедом Ефрема по материнской линии построена церковь в селе Марьино Торжокского района: она до сих пор стоит у дороги. В 1927 году Зверьковы переезжают в Тверь. С шести лет будущий живописец обучался у лучшего в городе художника, выпускника Императорской академии художеств Николая Борисова, ученика Ильи Репина. На творчество Зверькова оказали влияние Вал. Серов, И. Левитан, П. Сезанн, К. Моне.
В годы Великой Отечественной войны Е.И. Зверьков служил в стрелковой роте, позже - военным водителем. Был тяжело ранен.

В ранний период творчества (довоенные и первые послевоенные годы) художник главным образом занимался жанровой живописью, стремясь соединить в своих работах жизнь человека, природу и искусство. Но, как сказал сам Ефрем Иванович на встрече с журналистами, под Харьковом, во время авианалета немцев, он наблюдал, как истекает соком поврежденное осколком бомбы дерево. "Я подумал тогда, - рассказывает Зверьков. - А почему должна страдать природа от наших человеческих игр? В ту пору я и решил: выживу - займусь пейзажем!"
С 1960-х годов Зверьков обращается к жанру пейзажа, ставшему основным направлением его творчества. В 1970-е годы он много путешествует по Европе.

Бесчисленные этюды выполнялись на холсте, картоне, бумаге. Работа на пленэре стала для него подлинной школой живописи. Произведения художника отличаются искренностью, поэтичностью, глубиной образов, тонким проникновением в жизнь природы, продуманностью, приводящей впечатления от натуры в гармонию и систему. Живописец обладает редким чувством цвета природы, когда самые насыщенные, яркие локальные краски смягчаются, размываются, тают в мерцании дневного света.

В пейзажах Зверькова много солнца, они добры, светоносны, необычайно насыщены оттенками настроения, особой одухотворенностью мотивов.

Любимые темы живописца - весна и осень. В образах природы мастер стремится выразить мировосприятие современника. Он соединяет своим творчеством линию развития национального пейзажа, идущую от Васильева, Саврасова, Левитана, с искусством новых поколений молодых пейзажистов.

Встает художник, несмотря на свой возраст, в пять часов утра: предрассветные часы для работы он любит больше всего. Хотя, по его собственному признанию, на пленэры, конечно, он не выезжает, но видов из квартиры на тринадцатом этаже вполне достаточно.
В конце 90-х годов Ефрем Иванович Зверьков руководил восстановлением живописного убранства храма Христа Спасителя. В этой связи Ефрем Иванович рассказал любопытную историю. Храм задумывался как памятник героизму русского народа. Первоначально предполагалось, что скульптурные группы по фасаду будут отлиты из бронзы. Однако во время строительства началась русско-турецкая война, бронза пошла на пушки, и скульптуры изваяли из подмосковного белого камня. При восстановлении храма решили использовать так называемый искусственный мрамор. Скульптор Зураб Церетели, ни с кем не согласовывая свою идею, изготовил из этого материала пару скульптур и... положил рядом со своей мастерской. После первой же зимы фигуры покрылись мелкой сеточкой трещин. Стало ясно, что искусственный мрамор не для русской зимы.

Перед началом встречи кое-кто из журналистов сомневался в пунктуальности пожилого человека. Однако встреча началась минута в минуту в назначенное время. В настоящее время Е.И. Зверьков занимает пост вице-президента Российской академии художеств: подобная административная должность просто обязывает к точности.

"Я очень люблю Тверь, Волгу, Тверскую область, тверскую природу, - признается художник. - Поэтому посчитал за честь приехать накануне юбилея в родные края".

Михаил Домашнев, газета «Караван+Я»

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Mail us: [email protected]

Copyright ©  Art Prima Gallery 2006