English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.

О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.

Куратор (лат.) – попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой.

В начале ХХ1 века происходит очередная смена тех циклов жизни цивилизации о которых не сказать точнее, чем сказал Экклезиаст: «Всему свое время… время разрушать и время строить…». В России, в силу множества объективных и субъективных факторов, а главное по причине ее «цивилизационной молодости», этот процесс проходит особенно ярко и мощно. В нашей стране «время строить» уже наступило и по всем законам жизни это строительство не может обойтись без «фундамента» - опоры на культурную традицию, на те духовные и интеллектуальные богатства, которые были накоплены нашими предками для нас. Бережное и внимательное отношение к традиции во всех областях культуры особенно важно именно сегодня, поскольку это единственный способ преодолеть ту «разруху в мозгах» и синдром «манкурта», которые характерны для «времени разрушать», и обрести верные ценностные ориентиры.

«В русском изобразительном искусстве начала ХХ1 века куратор – лицо гораздо более значительное, чем добросовестный «попечитель» и «наблюдатель». Эти функции становятся вспомогательными по отношению к главной задаче, которую ставит перед куратором наше время – из несметного числа существующих произведений искусства выбрать то, что действительно имеет высокую художественную ценность и в будущем займет достойное место в сокровищнице национальной культуры.

Для куратора художественных проектов предметом которых является реалистическая живопись задача эта осложняется в переходный период двумя факторами: во-первых, плодами предыдущего революционного произвола - огромным количеством суррогата, фальшивок в традиционном искусстве и появлением в ХХ веке агрессивного новообразования – «концептуального искусства», пожирающего многовековую европейскую изобразительную традицию изнутри; во-вторых, общим падением культурного уровня наших современников, отравленных наркотиком «масскультуры». Одолеть этих демонов искусства ХХ века не смогут ни деньги, ни новейшие информационные технологии – только любовь к живописи имеет над ними власть. Все проекты в области живописи должны быть л и ч н ы м делом куратора, его «любимым детищем», только при этом условии можно надеяться на успех. Реалистическая живопись как искусство не терпит холодного сердца. Куратор имеет право быть диктатором во всем, что касается образа и характера проекта – начиная с концепции, отбора работ, их оформления, создания экспозиции выставки кончая дизайном художественного альбома, пригласительных билетов, рекламных афиш и баннеров – тогда проект будет цельным, обретет свое лицо и станет культурным событием. Любые компромиссы в этом деле разрушают художественную целостность проекта, лишают его индивидуальности и выразительности.

Область интереса галереи «Арт Прима» – русская классическая тонально-колористическая живопись. Здесь качество любого выставочного проекта, вне зависимости от его масштаба, целиком и полностью зависит от куратора, от его художественного вкуса. В идеале это должен быть живописец, т.е. человек, имеющий не только глубокие познания в искусствоведении, но главное, посвященный во все тонкости живописного мастерства. Именно это является гарантией высокого художественного уровня исходного материала – отобранных на выставку работ, что в свою очередь обеспечивает интерес зрителей, культурную и социальную значимость проекта. Верность такого подхода подтвердила проведенная нашей галереей выставка русской пейзажной живописи «Образ Родины» (ЦДХ, январь-февраль 2007), которую за 10 дней посетило около 25 тысяч зрителей. Она же дала начало новому проекту - «Романтики реализма». В продолжение двух лет галерея «Арт Прима» собирала коллекцию признанных мастеров реалистической живописи разных поколений ХХ века, принадлежащих к «московской школе». В процессе подготовки выставки «Образ Родины» мы ближе познакомились с творчеством Н.П.Федосова, В.Н.Забелина, В.В.Щербакова, В.Н.Телина, М.Г.Абакумова, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, И.М.Орлова, Г.И.Пасько, В.П.Полотнова, В.Н.Страхова, А.Н.Суховецкого, А.В.Цыплакова. Это знакомство помогло нам понять, что мы имеем дело с уникальным культурным явлением – мощным течением в русской реалистической традиции, являющимся по сути основным в современной живописи. Оставалось только произнести его имя – романтический реализм. Мы считаем, что наша встреча не случайна – настало «время строить» Новую Россию, возрождать национальную культуру, и живопись романтического реализма необходима обществу именно сейчас, поскольку она в красках воплотила лучшие черты русского характера – эмоциональность и остроту восприятия прекрасного, стремление к совершенству и высокий душевный настрой, человеколюбие и любовь к Родине. Так возник проект «Романтики реализма», который ставит перед собой цель познакомить как можно больше зрителей с романтическим реализмом, с творчеством его современных мастеров.

Решение этой задачи невозможно без многосторонней медийной работы, поскольку отсутствие в обществе информации о художественном проекте или ее недостаток сводят на нет все усилия по его реализации. Большое значение в продолжительности и силе информационного воздействия имеет печатная продукция – альбомы, каталоги и т.д. Но главное, безусловно – это работа выставочная, начиная с отбора работ, оформления, создания экспозиции до организации вернисажа. Экспозиция выставки живописи - это средоточие проекта, здесь ошибка куратора равна ошибке сапера и в случае неудачи грозит погубить все. Особую сложность представляют групповые и тематические выставки. Главный принцип создания таких экспозиций - отбор представленных художников по степени «творческого родства», они должны быть «одной крови», иметь общие эстетические идеалы, тогда выставка будет цельной и гармоничной, а главное – художественной, поэтому и запомнится всем надолго. Кураторская работа сегодня настолько сложна и многообразна, что проведение крупных проектов становится возможным только в том случае, если куратора поддерживает галерея как организация, а успех во многом зависит от компетентности ее специалистов.

В советский период эти функции выполняли творческие союзы, но определяющим фактором оценки творчества художника была коммунистическая идеология. У современных творческих союзов свои проблемы. Организаторы крупных Российских выставок вынуждены заботиться об обязательной «представленности» всех региональных организаций многотысячного союза, что снижает художественный уровень экспозиций. На выставках Московского союза того же уровня возникает необходимость показать в одном выставочном пространстве наряду с традиционной реалистической живописью весь спектр формальных художественных исканий. При этих условиях даже такие выдающиеся кураторы и экспозиционеры как В.В.Щербаков, В.Н.Телин, А.Н.Суховецкий, В.П.Полотнов и другие с большим трудом добивались желаемого результата. Вследствие этого выдающиеся, достойные внимания художники часто теряются в общей разнородной массе, а если и обретают известность, то «широкую в узких кругах» специалистов. Но искусство в целом и живопись в частности – это общественная деятельность, которая определяет вектор национального культурного движения – к совершенствованию и развитию или к деградации и разложению. Поэтому художественная значимость творчества живописца не является его личным делом – это дело общественное.

Практика показывает, что признанными и общественно значимыми становятся только те художники, «представлением» которых планомерно занимаются опытные кураторы. Если все, что перечислено выше будет делать сам художник или даже группа художников – на творчество не останется ни времени ни сил. Таковы реалии современной художественной жизни, представить которую без куратора как руководителя и организатора художественного процесса уже невозможно.

А.В.Цыплаков, Л.В.Цыплакова. Галерея «Арт Прима»


Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».