English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко

Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко

Хорошие художники рождаются время от времени не предсказуемо везде, но стать по-настоящему достойным русским живописцем, наверное, можно только в Москве. Москва – высшее благо для русского человека. Благо не примитивно материальное, а благо места, когда-то, по неведомым причинам выбранного, а, скорее, прочувствованного средоточием земли, судьбы и культуры. Частица Москвы, особенно притягательная для каждого, мечтающего о живописи – Суриковский институт. В него, как в столицу-школу, устремляются, стекаются ученики из ближних и дальних училищ, принося с собой ценное, питающее разнообразие. Суриковский институт никого не ломает, не калечит, насильственно не переделывает, но отбирает, отделяет верных – тех, кому дороги родная жизнь и сущностный ей реализм, тех, кто отмечен тонкостью чувств и способен ценить колористическую живопись, как основу национального мировидения. Прежде всего, творчеством отобранных «суриковцев» живет, прирастает «московская школа живописи».

Помимо самого творчества интересен ход становления каждого художника, принятого «московской» традицией. Юрий Афанасьевич Грищенко родился в Узбекистане, куда, спасаясь от голода на Северном Дону, ушли его близкие в 30-е годы. Юность художника прошла в степном Крыму. В его подсознание естественно вошли Средняя Азия, Крым, матовость тонких и сложных цветовых отношений – то, чем грезил «русский ориентализм», ставший особой темой в эстетике «серебряного века». В Симферопольском художественном училище, во время учебы в нем Грищенко, особо почитался импрессионизм. Вообще, южные школы подвержены «французским» влияниям, что вполне естественно, ведь юг в картинах французов так близок нашей крымской природе. Для каждого, становящегося профессионалом, важны два начала – натурное постижение мира и знание предшествующей культуры. Юрию Грищенко оказались полезны уроки живописи Сезанна с ясной конструктивностью цветовых рельефов и выверенностью формы, изначально лишенной внешней фальшивой красивости. Не менее близким оказалось творчество Константина Федоровича Богаевского – художника, во многом рожденного мифической и реальной образностью Киммерии - Крыма. Одновременное почтение к сезанновской «простоте» и декоративности символистских картин-панно Богаевского – свидетельство незашоренности личного взгляда на мировую культуру, вольного, лишенного подражательности, выбора значимых для собственного формирования примеров.

Москва открыла для Грищенко, да и для многих из его сверстников, «провинциальную» русскую культуру. Во время посещения мастерских реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, студентам посчастливилось увидеть только что раскрытые картины дотоле никому не известного Григория Островского, происходившие из усадьбы Нероново. В конце 70-х начале 80-х годов прошли выставки А.Г. Веницианова и «ярославского» портрета. Многим помнится параллельный показ в Пушкинском музее русского и французского портретного искусства, очевидно доказавший, что нам следует по-настоящему гордиться отечественным наследием, что русские достижения не уступают европейским вершинам, что наша живопись во многом совершенно иная, чем холодновато-виртуозная западная маэстрия, и что наши формальные, технические неуклюжести с лихвой окупаются тонкостями цвета и переживания, сосредоточенностью на человеческом несуетном достоинстве.

Испытывая на себе многие влияния, Грищенко искал собственный путь в искусстве. Свой образный мир художник обрел после института, счастливо поселившись рядом с усадьбой Кусково. Регулярный парк еще не был огорожен и в нем свободно прохаживались не экскурсанты, а просто люди, приехавшие отдохнуть, покупаться в пруду, повеселиться. И хотя наши современники одеты совсем иначе, чем в XVIII веке, но их живое поведение, мелькание среди аллей, неожиданные группировки – все подсказывало будущие композиционные находки в исторических картинах художника.

Гуляя с подрастающими детьми, наблюдая изменчивую жизнь парка, любуясь архитектурным человечески соразмерным совершенством, художник открыл сначала для себя, а затем и для зрителей те стороны жизни некогда подмосковной усадьбы, которые не воспринимаются при беглом туристическом обзоре. Он полюбил работать в опустевшем парке Кускова в осеннюю непогоду, зимой. Его тема – французский партер, томящийся под русским снегом. Петровская идея земных парадизов создала великолепные декорации, живущие лишь в минуты летних феерических празднеств и замирающие с приходом ненастья. Юрий Грищенко пишет ту частицу русской жизни, что облачена в чужеродно-совершенную форму, полную смутности и надлома, тонкой, щемящей трагичности.
Одиноко прохаживаясь по аллеям парка, в какой-то момент начинаешь ощущать присутствие прошлого, углом глаза замечаешь привидевшийся  край драгоценного платья, мелькнувшую причудливую фигурку. Художник не обременяет свои работы сюжетом. Темой становятся мокрый снег, слякоть, разъезженные колеи, не должные быть в размеренном циркулем мире баскетов и аллей, низкие тучи, мерзнущие мраморные нимфы и сатиры, ветер, раздувающий плащи кавалеров, зябко кутающиеся дамы. Художнику удается удержать ускользающую мимолетность, из которой рождается ощущение исторической правды–свидетельства замирания утонченно красивого, изначально обреченного мира.

Очень жаль, что зритель за темой, сюжетом часто не видит сути, тех первичных пластических, композиционных, цветовых идей, что волнуют художника. Найденная тема – это счастье, это нахождение смысла, но ею не исчерпывается глубина творческих возможностей  живописца. Не окажись в жизни Кускова, Юрий Афанасьевич, несомненно, нашел бы не менее значимую внешность для внутренних, понятных лишь искушенным мастерам, формальных  решений.

Иногда художник, от которого ждут продолжения уже открытого, резко меняет круг привязанностей. Собственный маленький домик в калужской деревне стал спасением от суеты, приютом, дарящим несколько месяцев в году для уединения и спокойного сосредоточения. В окружающей природе Грищенко видит за случайной внешностью сложное, структурно организованное,величественное устроение мира. Подобный путь работы над пейзажем означил в свое время Николай Петрович Крымов, чья живопись – недосягаемый образец слияния поэзии с абсолютно честной точностью в передаче многообразных природных изменений и их подчинения начальной авторской воле. Художники, ставшие на «крымовский» путь не подминают под собственные пристрастия окружающий мир, а ищут соответствия собственного внутреннего видения с природными мотивами. Все творчество Грищенко тонко настроено именно на созвучие устойчиво живущих в его душе и сознании представлений о благородстве формы с неуловимыми веяниями разлитой в мире гармонии.

С.А. Гавриляченко

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».